Малер. «Чудесный (Волшебный) рог мальчика»

Des Knaben Wunderhorn

История создания

Густав Малер / Gustav Mahler

Впервые с «Чудесным (Волшебным) рогом мальчика» (1806—1808) — собранием текстов немецких народных песен и баллад, сделанным писателями-романтиками Ахимом фон Арнимом (1781—1831) и Клеменсом Брентано (1778—1842), Малер столкнулся в начале 80-х годов, и с тех пор этот сборник на многие годы вошел в его жизнь.

«Тому, кто хочет узнать немцев с лучшей стороны, я советую прочитать их народные песни, — писал Генрих Гейне. — В этих песнях слышится биение сердца немецкого народа. Здесь раскрывается его сумрачная веселость, весь его дурашливый разум. Здесь грохочет немецкий гнев, здесь посвистывает немецкая насмешка, здесь одаряет поцелуями немецкая любовь».

В «Чудесном роге мальчика» собраны песни крестьянские и солдатские, исторические баллады и бесхитростные сказки, лютеранские хоралы и любовные песенки. Они рассказывают о тяжести солдатчины, о трудной крестьянской доле, о веселых плутнях пройдох-монахов, о верной, преданной любви. Они полны юмора, несокрушимого оптимизма, стойкости, веры в справедливость, правду, в победу добра над злом и насилием. Они прославляют отвагу, верность и честь. Чрезвычайно высоко ценя народное искусство Германии, Арним и Брентано стремились в своем сборнике «передать все, что является богатством народа, что образует его собственное живое и искреннее искусство, плод долгого времени и могущественной силы, веры и мудрости народа, проявляющейся в... песнях, сказаниях, пророчествах и мелодиях».

«До сорока лет я выбирал для себя тексты исключительно из этого собрания, если не создавал их сам... я полностью предан этой поэзии», — писал Малер. В его раннем опусе «Четырнадцать песен и напевов юношеских лет» (1880—1892) девять написаны на слова из «Чудесного рога» («Чтоб сделать послушными скверных детей», «Я шел веселый», «Конец! Конец!», «Сила воображения», «У Страсбурга в крепости», «Смена караула летом», «Расставаться, разлучаться», «Не увидеться вновь» и «Самочувствие»). В 1884 году, создавая автобиографический вокальный цикл «Песни странствующегo подмастерья», Малер использовал вариант народного текста из «Чудесного рога» в первой песне. На протяжении многих последующих лет он писал на стихи из «Чудесного рога» песни, которые были выражением самых сокровенных, выстраданных мыслей и чувств, своеобразным музыкальным дневником композитора. Песни «Три ангела пели сладкий напев» и «Изначальный свет» становятся частями симфоний (5-я часть Третьей и 4-я Второй). Песня «Райское житье», первоначально задуманная как седьмая часть Третьей симфонии, стала финалом Четвертой. Оркестровое переложение «Проповеди Антония Падуанского» стало 3-й частью Второй симфонии, а «Смена караула летом» — 3-й частью Третьей.

Песни, написанные в период с 1892-го по 1895 год, составили Две тетради, изданные под названием "Двенадцать песен из «Чудесного рога мальчика»". Наконец, в 1899 году Малер создал две песни — «Зоря» и «Маленький барабанщик», которые вошли в тетрадь «Семь песен последних лет» вместе с пятью песнями на стихи Ф. Рюккерта.

Как и первый вокальный цикл, «Чудесный рог мальчика» создавался сразу вокально-симфоническим. Лишь позднее композитор сделал фортепианный вариант с тем, чтобы песни могли исполняться в камерных концертах. Отдельные номера сборника прозвучали впервые в разное время, начиная с 1895 года, — 13 декабря состоялась премьера Второй симфонии, в которой песня «Первозданный свет» была четвертой частью. Там же третья часть — оркестровый вариант «Проповеди Антония Падуанского».

Музыка

«Чудесный рог мальчика» — своеобразная лаборатория композитора, а вместе — его дневниковые записи, к которым он затем, в каникулярное время, отданное сочинению симфоний, обращается за материалом. Именно в этом сборнике выкристаллизовались основные типы его мелодики, четыре круга образов — патетико-драматический, лирико-романсный, народно-песенный и гротескно-стилизованный, которые в дальнейшем широко использовались Малером и в симфониях.

«Ночная песнь часового», открывающая 1-ю тетрадь «Чудесного рога», — страстный протест против законов, по которым на земле вместо розовых садов цветут «сады оружия, полные алебард», а молодые люди должны отказываться от любви и мирной жизни, идти умирать за чуждое им дело. «Я не хочу, я не могу радоваться» — эти слова определяют эмоциональную настроенность песни. Мелодия — решительная, взлетающая вверх как фанфара, разорвана на короткие мотивы, отдельные драматические возгласы. В ответ ей звучит нежная, гибкая распевная фраза — речь девушки, возлюбленной солдата. «Напрасный труд» — тоже диалог солдата и девушки, но решенный в иных тонах. Это свежая, чуть наивная музыка с пластичной гибкой мелодией, порой напоминающей шопеновские, с тонкой игрой тональных красок. Несколько вольный швабский текст смягчен Малером, сделан более литературным. Обаятельная, простодушная, в духе народного австрийского танца лендлера «Кто придумал эту песенку» — песня о девушке, чья красота рождает легенды, — подводит к кульминации 1-й тетради. «Земная жизнь» глубоко трагична. Голодный ребенок плачет, а матери нечем накормить его. «В крике ребенка, который просит хлеба, и в ответах матери, уговаривающей его подождать еще и еще, я вижу всю человеческую жизнь, — говорил композитор. — Человек подобен умершему ребенку: он не получит самого необходимого, того, что нужно его душе и телу для роста до тех пор, пока уже не будет поздно. По-моему я достаточно характерно и страшно выразил это в жутких, шумящих как буря, звуках сопровождения, в полных муки криках ребенка и в медленных монотонных ответах матери-судьбы, которой незачем спешить с исполнением нашей просьбы о хлебе». Заключает тетрадь «Проповедь Антония Падуанского» — снова горькая аллегория. Святой Антоний проповедует хищным рыбам, что нужно жить в любви и мире, а хищники, выслушав обращенные к ним слова, с удовольствием продолжают пожирать себе подобных. Простая, даже нарочито примитивная мелодия с бесконечными повторами кружится безостановочно, назойливо, надоедливо. 2-я тетрадь открывается «Рейнской сказочкой» — очаровательной и наивной, с мелодией, похожей на народную, расцвеченной тонкими гармоническими красками. «Песня узника в башне» — об узнике, закованном в цепи, но свободном духом, ибо мысли нельзя заковать, — составляет резкий контраст первой песне напряженными, то и дело прерывающимися, словно от негодования, фразами узника, которому нежно отвечает девушка. «Похвала знатока» — еще одна песня-аллегория о том, как вдохновенное пение соловья представлено на суд ослу. Она отличается простыми, подчас нарочито тупыми интонациями, несет элементы звукоподражания. «Три ангела пели сладкий напев» — пятая часть Третьей симфонии — в данном сборнике приводится в сольном варианте, но сохранен полностью характер — радостный, пронизанный колокольными звучаниями. Четвертая часть Второй симфонии — «Изначальный свет» — передает глубокое раздумье над самыми сокровенными тайнами бытия. Гибко дышит мелодия с переменным метром, спокойная, вырастающая в длительный свободный распев. Начало песни сурово, даже аскетично. Хоральные звучания, сменяются затем прозрачным сплетением выразительных напевов голоса и сопровождающих его инструментальных линий.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

Дебюсси. «Ноктюрны» Симфонические

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Густав Малер

Год создания

1895

Жанр

вокальные

Страна

Австрия

просмотры: 9194
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть