Станислав Монюшко

Stanisław Moniuszko

Станислав Монюшко (Stanisław Moniuszko)

Выдающийся польский композитор С. Монюшко — создатель национальной классической оперы и камерной вокальной лирики. Его творчество впитало в себя характерные черты народной музыки поляков, украинцев и белорусов. С детства Монюшко имел возможность познакомиться с крестьянским фольклором славянских народов. Его родители любили искусство, обладали различными художественными талантами. Мать учила мальчика музыке, отец был художником-любителем. Часто устраивались домашние спектакли, и любовь к театру, зародившаяся у Станислава с детства, прошла через всю его жизнь.

В 8 лет Монюшко отправился в Варшаву — начинаются годы учения. Он берет уроки у органиста и пианиста А. Фрейера. В 1830 г. Станислав переезжает в Минск, там поступает в гимназию и занимается композицией с Д. Стефановичем и под его влиянием окончательно решает избрать музыку своей профессией.

Свое музыкальное образование Монюшко завершает в Берлине, в Певческой академии (1837-40). Он осваивает работу с хором и оркестром, получает более полное представление о музыкальной (прежде всего оперной) культуре Европы. В эти годы появляются первые самостоятельные произведения: месса, 2 струнных квартета, Три песни на ст. А. Мицкевича, музыка к спектаклям. В 1840-58 гг. Монюшко живет в Вильно (Вильнюс). Здесь, вдали от крупных музыкальных центров раскрывается его разносторонний талант. Он работает органистом костела Св. Яна (с этим связано сочинение органных «Песен нашего костела»), выступает как дирижер в симфонических концертах и в оперном театре, пишет статьи, дает уроки игры на фортепиано. В числе его учеников — русский композитор Ц. Кюи, один из участников «Могучей кучки». Несмотря на значительные материальные трудности, Монюшко занимался с ним бесплатно. Индивидуальность композитора раньше всего проявилась в жанрах песни и романса. В 1841 г. выходит первый Песенник Монюшко (всего их 12). Песни, созданные в Вильно, во многом подготовили стиль его будущих опер.

Высшее достижение творчества Монюшко — опера «Галька». Это трагическая история о молодой крестьянской девушке, обманутой знатным барином. Искренность и теплота музыки, мелодическое богатство сделали эту оперу особенно популярной и любимой поляками. «Галька» была поставлена в Вильно в 1848 г. Ее успех сразу принес известность провинциальному органисту. Но только спустя 10 лет опера в новой, значительно усовершенствованной редакции была поставлена в Варшаве. Дата этой постановки (1 января 1858г.) считается рождением польской классической оперы.

В 1858 г. Монюшко совершил заграничную поездку по Германии, Франции, Чехии (будучи в Веймаре, он посетил Ф. Листа). Тогда же композитора приглашают на должность главного дирижера театра Бельки (Варшава), которую он занимает до конца своих дней. Кроме этого Монюшко — профессор в Музыкальном институте (1864-72), там он ведет классы композиции, гармонии и контрапункта (среди его учеников — композитор З. Носковский). Монюшко также автор Школы игры на фортепиано и учебника гармонии.

Частые выступления с авторскими концертами в Петербурге сблизили Монюшко с русскими композиторами — он был другом М. Глияки и А. Даргомыжского. Лучшее из созданного Монюшко связано прежде всего с теми жанрами, которые не были затронуты великим польским классиком Ф. Шопеном или не получили у него значительного развития, — с оперой и песней. Монюшко создал 15 опер. Кроме «Гальки», к лучшим его произведениям относится «Зачарованный замок» («Страшный двор» — 1865). Монюшко не раз обращался к комической опере («Явнута», «Сплавщик леса»), к балету (в т. ч. «Монте-Кристо»), оперетте, музыке к театральным постановкам («Гамлет» В. Шекспира, «Разбойники» Ф. Шиллера, водевили А. Фредро). Постоянно привлекает композитора и жанр кантаты («Мильда», «Ниола»). В поздние годы были созданы 3 кантаты на слова А. Мицкевича: «Призраки» (по драматической поэме «Дзяды»), «Крымские сонеты» и «Пани Твардовская». Монюшко внес национальный элемент и в церковную музыку (6 месс, 4 «Остробрамские литании»), положил начало польскому симфонизму (программные увертюры «Сказка», «Каин» и др.). Композитор писал и фортепианную музыку, предназначенную в основном для домашнего музицирования: полонезы, мазурки, вальсы, 2 тетради пьес «Безделушки».

Но особенно важным наряду с оперным творчеством было сочинение песен (ок. 400), которые композитор объединял в сборники — «Домашние песенники». Их название говорит само за себя: это музыка повседневного быта, созданная в расчете не только на профессионалов, но и любителей музыки. «Я не создаю ничего нового. Странствуя по польским землям, я наполняюсь духом народных песен. Из них, помимо моей воли, вдохновение переливается во все мои сочинения». В этих словах Монюшко раскрывается секрет удивительной «общительности» его музыки.

К. Зенкин


Сочинения:

оперы — Идеал (Ideal, 1841), Карманьола (Каrmaniol, 1840), Желтый чепец (Zуlta szlafmyca, ок. 1842), Чудесная вода (Woda cudowna, 1840-е гг), Сельская идиллия (Sielanka, 1843, исп. 1852), Галька (1-я ред., 1848, Вильнюс, 2-я ред., 1858, Варшава), Бетли (комич., 1852), Сплавщик леса (Flis, комич. опера, 1858), Графиня (Hrabina, комич., 1860), Честное слово (Verbum nobile, 1861), Зачарованный замок (Страшный двор; Straszny dwуr, 1865), Пария (Раriа, 1869); оперетты — Лотерея (Loteria, 1843, Минск; 1846, Варшава), Рекрутский набор (Pobуr rekrutуw, 1842), Борьба музыкантов (Walka muzykуw, 1840-е гг.), Явнута, или Цыгане (1-я ред. под назв. Цыгане — Cyganie, 1850, пост. 1852, Вильнюс; 2-я ред. под назв. Явнута, 1860, Варшава), Беата (мелодрама, 1872, Варшава); балеты — Монте Кристо (1866), На постое (Na kwaterunku, 1868), Проделки сатаны (Figle szatana, 1870); балетная музыка к операм О. Николаи Виндзорские проказницы и Д. Обера Бронзовый конь; для оркестра — увертюры Сказка (Зимняя сказка; Bajka, Conte d’hiver, 1848), Каин, или Смерть Авеля (1856), Военная увертюра, или Возлюбленная гетмана (Uwertura wojenna albo Kochanka hetmanska, 1857), Концертный полонез (Polonez koncertowy); для голосов с оркестром — кантаты Мильда (1848), Ниола (1852), Крумине (не оконч., 1852) — на сл. Ю. Крашевского, Мадонна (1856), Призраки (Widma, 1865), Крымские сонеты (Sonety krymskie, 1868), Пани Твардовская (1869), 6 месс (в т. ч. Петровинская), 4 Остробрамские литании (Litanie ostrobramskie, 1843-55); камерно-инструментальные ансамбли — 2 струн. квартета (до 1840); для фортепиано (ок. 50 пьес) — Безделушки (Fraszki, 2 тетради пьес, 1843), 6 полонезов, вальсы, мазурки; для органа — Песни нашего костёла (Piesni naszego kosciola), хоры, вок. ансамбли; для голоса с фортепиано — св. 400 песен; музыка к спектаклям драматического театра — к водевилям: А. Фредро «Ночлег в Апеннинах» (1839), «Новый Дон Кихот, или Сто безумств» (1842, пост. 1923), к пост. «Гамлета» и «Венецианского купца» Шекспира, «Разбойников» Шиллера, «Карпатских горцев» Коженевского, «Лилли Венеды» Ю. Словацкого.

реклама

вам может быть интересно

Поль Видаль Композиторы
Николай Николаевич Евреинов Театральные деятели

Произведения

Галька (Монюшко) 12.01.2011 в 20:27
Графиня (Монюшко) (classic-music.ru) 22.07.2011 в 20:33
Плотогон (Монюшко) (classic-music.ru) 29.07.2011 в 14:26

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Перотин Композиторы
Алисия Алонсо Танцовщики
Рудольф Лабан Балетмейстеры

Реклама

Дата рождения

05.05.1819

Дата смерти

04.06.1872

Профессия

композитор

Страна

Польша

просмотры: 9605
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть