Стравинский. Балет «Пульчинелла»

Pulcinella

Стравинский. Балет «Пульчинелла» / Pulcinella

Балет на музыку И. Стравинского с пением в одном акте на основе рукописи Дж. Перголези. Либретто по мотивам неаполитанской сказки начала XVIII века. Сценарист и балетмейстер Л. Мясин, художник П. Пикассо, дирижер Э. Ансерме.

Премьера состоялась 15 мая 1920 года в труппе «Русский балет Сергея Дягилева», Париж.

Действующие лица:

  • Пульчинелла
  • Пимпинелла, его возлюбленная
  • Доктор
  • Прюденца, его дочь
  • Тарталья
  • Розетта, его дочь
  • Кавиелло и Флориндо, кавалеры
  • Фурбо, двойник Пульчинеллы
  • Четверо Пульчинеллят
  • Три вокалиста: сопрано, тенор, бас

Действие происходит в Неаполе начала XVIII века.

Неаполь. Вдали виден Везувий. Дом слева принадлежит Тарталье, в дочь которого Розетту влюблен молодой Кавиелло. В доме справа живет Доктор, дочь которого Прюденца нравится Флориндо. Оба влюбленных под окнами настраивают свои инструменты — скрипку и гитару и аккомпанируют тенору, который поет серенаду. Девушки на балконах высмеивают своих кавалеров и окатывают их холодной водой. Появляется Пульчинелла, за его веселый нрав, остроумие и находчивость ему прощается его невзрачная фигура и знаменитый длинный красный нос. Пруденца признается ему в любви, но Пульчинелла гонит ее прочь. Вместе с отцом из дома выходит Розетта, она хочет выйти замуж за Пульчинеллу. Отец возмущен, Пульчинелла равнодушен. Розетта уговаривает Пульчинеллу потанцевать с ней, за этим занятием их застает Пимпинелла, возлюбленная Пульчинеллы. Пульчинелла заверяет ее, что любит только ее. Они танцуют.

Стравинский. Балет «Пульчинелла»

Все эти сценки видят два незадачливых кавалера, их возмущает симпатия их девушек к Пульчинелле и его равнодушие. Кавиелло и Флориндо нападают на удачливого соперника, но Пимпинелла зовет на помощь. Из своих домов прибегают Розетта и Прюденца. Три женщины чуть не разрывают свою симпатию на части. Отцам удается отозвать своих дочерей. Не успевают насладиться одиночеством Пульчинелла и Пимпинелла, как на них снова нападают Флориндо и Кавиелло, закутанные в черные плащи со шпагами в руках. Пимпинелла скрывается, а Пульчинелле достаются удары шпагой. Он падает, убийцы скрываются. Через мгновение Пульчинелла поднимается и спокойно удаляется.

Четверо маленьких Пульчинелл торжественно выносят труп. Положив его на землю, они танцуют. Появляются Доктор и Тарталья со своими дочерьми и видят лежащего Пульчинеллу. Напрасно девушки хлопочут вокруг него — Доктор объявляет, что он мертв. К ним подходит колдун и объявляет, что может оживить Пульчинеллу. Все с нетерпением ждут результата колдовства. Колотя по телу «мертвеца», колдун велит ему ожить. Пульчинелла встает к всеобщей радости, девушки снова объясняются ему в любви. Отцы удивлены и недоверчивы. Тогда колдун срывает с себя длинный плащ и парик, и все видят, что это — Пульчинелла, а труп изображал его друг Фурбо. На этом цепь недоразумений не кончается. Вернувшаяся Пимпинелла, принимает Фурбо за Пульчинеллу. Флориндо и Кавиелло также переодеваются и выдают себя каждый за общего любимца Пульчинеллу. Все три пары счастливы и весело танцуют. Но появляется истинный Пульчинелла, он награждает тумаками Фурбо, всерьез ухаживающим за Пимпинеллой, а двух кавалеров бросает в бассейн фонтана. Фурбо снова переодевается в колдуна и убеждает отцов отдать дочерей за их кавалеров. Пульчинелла предлагает руку Пимпинелле, и три пары становятся под благословение Фурбо. Веселая комедия заканчивается общим танцем «сальтарелло» всех участников.

Пикассо. Эскиз декораций к балету «Пульчинелла»

Послевоенная Европа остро нуждалась в культурных увеселениях. «Русский балет Сергея Дягилева» поочередно предложил зрителям четыре комедийных спектакля. В каждом из них была использована музыка итальянских композиторов прошлых веков в специально сделанных оркестровках и аранжировках. Винченцо Томмазини «препарировал» в «Женщинах в хорошем настроении» музыку Доменико Скарлатти, Отторино Респиги — музыку Джоаккино Россини в «Волшебной лавке» и Доменико Чимарозы в «Женских хитростях». В 1919 году Дягилев предложил Игорю Стравинскому «познакомиться с восхитительной музыкой XVIII века с целью оркестровать ее для балета».

Речь шла о Джованни Батиста Перголези (1710-1736), чьи оперные сочинения были достаточно известны. Однако речь шла не о них. Дягилев пересмотрел в итальянских архивах большое количество неоконченных рукописей Перголези и снял с них копии. Кое-что нашлось и в лондонских архивах. На свой вкус пополнил материал и Стравинский: «Я пересмотрел эту музыку и влюбился. Неаполитанская музыка Перголези всегда очаровывала меня своим народным характером, своей испанской экзотикой».

Сюжет был взят из сборника комедии дель арте о «Четырех полишинелях», пересказывающего любовные приключения Пульчинеллы.

«Я начал работать над манускриптами Перголези, как бы корректируя собственное старое сочинение. Я знал, что не смогу „подделаться" под Перголези, в лучшем случае я мог повторить его со своим акцентом. Дягилев хотел получить стильную оркестровку и ничего более, моя же музыка так шокировала его, что он некоторое время ходил с видом Оскорбленного Восемнадцатого Века. В действительности же замечательно в „Пульчинелле" не то, как много, а то, как мало там добавлено или изменено... Меня бранили за сочинение „простой" музыки, порицали за дезертирство по отношению к „модернизму", обвиняли в отречении от моего „истинно русского наследия". Люди, никогда до того не слыхавшие моих оригиналов или не интересовавшиеся ими, кричали: „Кощунство! Классика принадлежит нам. Оставьте ее в покое". Мой ответ им всегда был и остается неизменным: вы „почитаете", а я люблю».

Стравинский. Балет «Пульчинелла»

В музыке балета инструментальный колорит лиричен и прозрачен, сами инструменты становятся действующими лицами веселой комедии, порой дублируя сценических персонажей. Запоминается и сочное и смелое «состязание» в гавоте тромбона и контрабаса. Позже композитор создал из музыки балета оркестровую сюиту и две «Итальянских сюиты»: для скрипки и фортепиано и для виолончели и фортепиано. Обе нередки на концертной эстраде.

Все вышеперечисленные комедийные балеты были сочинены единственным на тот период хореографом труппы Леонидом Мясиным (1895-1979). Москвич по рождению и хореографическому образованию, Мясин не прослужил и двух сезонов в Большом театре, как был замечен Дягилевым и тотчас же был приглашен им в свою труппу. Уже летом 1914 года он танцевал Петрушку и новую роль — Иосифа в «Легенде об Иосифе». Дягилев сумел обнаружить в нем задатки своеобразного хореографа и дал развиться им. В труппе Дягилева Мясин за 1915-1920 годы поставил 12 балетов весьма разных по характеру: от русских «Солнце в ночи», «Кикимора», «Русские сказки» до футуристического «Парада» и новой хореографии «Весны священной». Наибольшие удачи были связаны с жанровыми балетами-комедиями, где, помимо перечисленных, выделялась «Треуголка» (композитор Мануэль де Фалья, 1919), которая впоследствии обошла многие сцены мира. В них Мясин блистал и как великолепный характерный танцовщик.

Позже творчество Леонида Мясина оказало огромное влияние на развитие мирового балета. В 1930-х годах он сочинил и поставил ряд хореографических симфоний на музыку Чайковского, Брамса, Берлиоза, Бетховена, а также комедийные балеты «Прекрасный Дунай» (1933) и «Парижское веселье» (1938).

Пабло Пикассо. Эскиз костюма к балету «Пульчинелла»

О «Пульчинелле» режиссер труппы Сергей Григорьев вспоминал: «Хореография Мясина, вдохновленная комедией дель арте, была превосходна: одновременно поэтичная и забавная. Сам Мясин танцевал Пульчинеллу, а Леон Вуйциховский — его двойника: оба великолепно. Основные женские роли, тоже замечательно, исполняли Тамара Карсавина, Любовь Чернышева и Вера Немчинова».

Строгий на оценки Стравинский также «испытывал истинное удовольствие»: «„Пульчинелла" — один из тех редких спектаклей, где все строго уравновешено и где все составные элементы — сюжет, музыка, хореография, декоративное оформление — сливаются в одно целое, стройное и единое... Что же касается Пикассо, то он сотворил настоящее чудо, и я затрудняюсь сказать, что меня восхитило больше — краски, пластика, или удивительное сценическое чутье этого замечательного человека».

Позже балет с музыкой Стравинского обошел сцены многих театров. Первым был родной композитору город на Неве и театр, где пел еще его отец — Федор Стравинский. Постановку 1926 года осуществили лучшие силы ГАТОБа: хореограф Федор Лопухов, художник Владимир Дмитриев, дирижер Александр Гаук. Основой являлась музыка, так как полный сценарий парижской постановки балетмейстеру был не известен. Каждый из персонажей — Пульчинелла, Смеральдина, Доктор-лекарь, Капитан, Пантолон, Турок — характеризовался своим комплексом движений. Движения типичные для Капитана не могли быть у Доктора. У веселого Пульчинеллы все пируэты были открытыми, его враги наделялись закрытыми движениями. Танцы Смеральдины и ее подруг строились на чистой классике. Среди артистов выделялись Борис Комаров (Пульчинелла), Елизавета Гердт (Смеральдина), Ольга Берг (Турок). Театр купил право только на 10 представлений, которые прошли с успехом у зрителя и даже у прессы.

Веселая и забавная «Пульчинелла» привлекала многих хореографов. Среди них Борис Романов (1928, театр Колон, Буэнос-Айрес; 1931, Парижская Опера; 1932, «Русский балет Монте-Карло»), Морис Бежар (1957, Льеж), Джордж Баланчин и Джером Роббинс (1972, Нью-Йорк Сити бэл-лей), Глен Тетли (1984, Лондонский фестивальный балет). В 1971 году Мясин реставрировал «Пульчинеллу» для миланского театра Ла Скала, в том же году Роберт Джоффри реконструировал эту постановку для своей труппы.

Из постановок в России отметим спектакль московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (1976, балетмейстер М. Агатова) и балет Георгия Алексидзе для труппы «Хореографические миниатюры» (1978).

А. Деген, И. Ступников


Стравинский. Балет «Пульчинелла» / Pulcinella

К концу 10-х годов XX века сложилось тесное содружество Стравинского и Дягилева, поверившего в молодого, еще малоизвестного композитора и заказавшего ему музыку балетов, которые принесли Стравинскому мировое признание. После того как была осуществлена постановка балетов Стравинского на русскую тематику, Дягилева увлек совершенно иной, предельно далекий от прежних тем, замысел. Его захватила Италия. Он неделями просиживал в итальянских библиотеках и архивах, собирая различные материалы. Со Стравинским Дягилев начал переговоры по поводу балета на музыку Перголези, которым оба восхищались. «Уже во время своих частых пребываний в Италии Дягилев перерыл большое количество неоконченных рукописей этого мэтра, которые он нашел в итальянских консерваториях и заказал сделать с них копии, — вспоминал Стравинский. — Он дополнил это собрание тем, что открыл позже в лондонских библиотеках. Все это составило довольно значительный материал. Дягилев показал его мне и настаивал, чтобы я вдохновился им для сочинения музыки к балету, сюжет которого был заимствован из сборника, содержащего многочисленные версии похождений Пульчинеллы...

Задача, которую я должен был выполнить, то есть написать балет на определенный сценарий с различного характера сценами, которые следовали одна за другой, требовала частых бесед с Дягилевым, Пикассо и Мясиным. Поэтому от времени до времени я приезжал к ним в Париж, где мы устанавливали все детали».

Ни в одном источнике не указывается автор либретто, в основу которого легла сказка «Четыре полишинеля». Судя по воспоминаниям композитора, оно создавалось коллективно всеми участниками: самим Дягилевым, Пикассо, который оформлял будущий спектакль, Л. Мясиным (1895—1979), хореографом спектакля, и, конечно, композитором. Леонид Федорович Мясин, выпускник Московского театрального училища по классу А. Горского, в 1912 году был принят в Большой театр и быстро привлек к себе внимание любителей балета. В 1914 году Дягилев пригласил его в свою труппу, а в следующем уже поручил первую постановку — балет «Ночное солнце» на сборную музыку из сочинений Римского-Корсакова. Первое время Мясин ставил жанрово-характерные балеты, к которым относится и «Пульчинелла». Спектакль готовился очень быстро: Мясин ставил танцы по эпизодам, которые композитор высылал по мере их создания. Хореография балета отличалась преобладанием характерности и комедийности. Мясин решительно изгнал из нее элевацию и лиризм, присущие балетам XIX века.

Премьера «Пульчинеллы» состоялась 15 мая 1920 года на сцене парижской Grand Opera. Балету суждена была долгая жизнь на многих сценах мира. Он был поставлен даже на советской сцене — Ф. Лопуховым — в 1926 году. Лопухов существенно переосмыслил сюжет. Спектакль убедительно воплотил партитуру Стравинского и стал крупной вехой в творчестве Лопухова.

«Пульчинелла» стал первым опытом Стравинского в новой стилевой манере — неоклассицизме. Музыка балета основана на «пересоздании» произведений Перголези: Стравинский с любовью, вкусом и тактом использовал отдельные мелодии итальянского мастера, его характерные ритмические формулы, преломив их в современном духе, усложнив их собственными гармониями. В скромном, камерном оркестре зазвучали типичные для начала XVIII века жанры: осовремененные, пересозданные гением Стравинского серенада, гавот, менуэт, токката, тарантелла.

Л. Михеева

реклама

Главы из книг

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Игорь Стравинский

Дата премьеры

15.05.1920

Жанр

балеты

Страна

Россия

просмотры: 13878
добавлено: 16.04.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть