Клеменс Краус

Clemens Krauss

Клеменс Краус

Для тех, кто был знаком с искусством этого выдающегося австрийского дирижера, его имя неотделимо от имени Рихарда Штрауса. Краус на протяжении десятилетий был ближайшим другом, соратником, единомышленником и непревзойденным исполнителем произведений гениального немецкого композитора. Творческому союзу, существовавшему между этими музыкантами, взаимной симпатии не мешала даже разница в возрасте: они встретились впервые, когда двадцатидевятилетний дирижер был приглашен в Венскую государственную оперу,— Штраусу в ту пору было шестьдесят лет. Дружба, родившаяся тогда, прервалась лишь со смертью композитора...

Впрочем, личность Крауса-дирижера, естественно, не была ограничена этим аспектом его деятельности. Он был одним из самых видных представителей венской дирижерской школы, блиставшим в широком репертуаре, основу которого составляла романтическая музыка. Яркий темперамент, изящная техника, внешняя импозантность Крауса проявились и до встречи со Штраусом, не оставляя сомнений в его блестящем будущем. Особенно рельефно эти черты воплощались в его интерпретации романтиков.

Как и многие другие австрийские дирижеры, Краус начал свою жизнь в музыке участником придворной Капеллы мальчиков в Вене, а продолжил образование в Венской музыкальной академии под руководством Греденера и Хойбергера. Уже вскоре после завершения учебы молодой музыкант работал дирижером в Брно, затем в Риге, Нюрнберге, Щецине, Граце, где впервые стал во главе оперного театра. Через год он был приглашен первым дирижером Венской государственной оперы (1922), а вскоре занял пост «генеральмузикдиректора» во Франкфурте-на-Майне.

Исключительные организаторские способности, великолепное художественное чутье Крауса словно были предназначены для руководства оперой. И он оправдал все ожидания, возглавляя в течение многих лет оперные театры Вены, Франкфурта-на-Майне, Берлина, Мюнхена и вписав в их историю немало славных страниц. С 1942 года он осуществлял также художественное руководство Зальцбургскими фестивалями.

«В Клеменсе Краусе — исключительно импозантном и интересном явлении — воплощались и проявлялись еще и особенности типично австрийского характера,— писал критик.— Он был господином в полном и лучшем, смысле слова, обладал, наряду с утонченным вкусом в понимании искусства, также большим авторитетом и врожденным благородством».

Клеменсу Краусу обязаны своим первым исполнением четыре оперы Р. Штрауса. В Дрездене под его управлением впервые прозвучала «Арабелла», в Мюнхене — «День мира» и «Каприччио», в Зальцбурге — «Любовь Данаи» (в 1952 году, уже после смерти автора). Для последних двух опер Краус сам написал либретто.

В последнее десятилетие своей жизни Краус отказался от постоянной работы в каком-либо одном театре. Он много гастролировал по всему миру, записывался на пластинки фирмы «Декка». Среди оставшихся записей Крауса — почти все симфонические поэмы Р. Штрауса, произведения Бетховена и Брамса, а также многие сочинения венской династии Штраусов, в том числе «Цыганский барон», увертюры, вальсы. На одной из лучших пластинок запечатлен последний проведенный Краусом традиционный новогодний концерт Венской филармонии, в котором он с блеском, размахом и подлинно венским шармом дирижирует произведениями Иоганна Штрауса-отца, Иоганна Штрауса-сына и Йозефа Штрауса. Смерть настигла Клеменса Крауса в Мехико, во время очередного концерта.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

31.03.1893

Дата смерти

16.05.1954

Профессия

дирижёр

Страна

Австрия

просмотры: 3041
добавлено: 04.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть