Национальная опера Украины

National Opera of Ukraine

Национальная опера Украины имени Тараса Шевченко (National Opera of Ukraine)

Национальная опера Украины (Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко) — крупнейший музыкальный театр Украины, расположенный в Киеве. Здание оперного театра, возведённое в 1901 году по проекту архитектора Виктора Шрётера, находится в центре Киева на улице Владимирской, 50.

Киевляне всегда любили театральные действа — еще с тех времен, когда скоморохи и бурсаки разыгрывали их по праздникам на подольских торжищах. А в екатерининскую эпоху в городе страстно желали возвести свою местную Оперу — да еще и не хуже, чем где-либо в Европе.

Хормейстер Агренев-Славянский даже успел приступить к постройке здания с концертным залом на 5 тысяч «посадочных» мест, по образцу легендарной миланской оперы Ла Скала. Его начали сооружать на Крещатике, в районе нынешнего дома № 1.

А первый городской театр в Киеве был построен надворным советником Андреем Меленским — тоже на Крещатике (который тогда даже называли Театральной улицей). Тот театр просуществовал почти полвека — с 1804-го до 1851 года. Он был рассчитан на 470 зрителей, а подмостки этого деревянного сооружения служили для постановок всех театральных жанров, с некоторым уклоном в легкие водевильные комедии. Согласно воспоминаниям очевидцев, интерьеры театра были оформлены в псевдоантичном духе, под крылатым латинским девизом «Смех очищает нравы». Театр Меленского беспощадно снесли, соорудив на его месте гостиницу «Европейская».

Второй городской театр Киева открылся в 1856 году, на пересечении Большой Владимирской и Кадетской — нынешней улицы Богдана Хмельницкого. Здание на 850 мест спроектировал академик архитектуры И. В. Штром. В этом театре — полноценной киевской Опере, выступали выдающиеся певцы с мировым именем — Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Баттистини, Руффо, а также драматические актеры — Айра Олридж и Сара Бернар.

Среди работавших в театре дирижеров выделялся Сергей Рахманинов, здесь ставил свои оперы Николай Лысенко и нередко бывал Петр Ильич Чайковский. «Феерично! Что касается богатства и изыска и исторической вероятности костюмов, киевский театр не уступает петербургскому нисколечко. При этом он несоизмеримо выше московского», — говорил он о киевской Опере.

В 1896 году этот театр сгорел во время пожара, случившегося после постановки «Евгения Онегина».

А пять лет спустя, в 1901 году, на его месте открылся новый Театр оперы и балета. Эклектическое по стилю сооружение спроектировал петербуржец, академик архитектуры Виктор Александрович Шрётер, при участии своего земляка архитектора Николаева. Для этого ему пришлось выиграть Всемирный (ни больше ни меньше) конкурс на лучший проект Киевской оперы.

Впрочем, взыскательные киевляне далеко не сразу оценили красоты здания, которое ныне считается одним из символов Киева. «Внешний вид театра крайне непривлекательный: некрасивое сооружение сидит посреди площади, словно огромная неуклюжая черепаха», — ворчала в день торжественного открытия Оперного театра городская газета «Киевлянин».

После сентября 1911 года обыватели посещали здание театра, чтобы посмотреть на место покушения, ставшее роковым для премьер-министра Петра Столыпина. А в 1918 году здесь стреляла в жандармского полковника Новицкого та самая эсерка Каплан — будущий исполнитель покушения на Владимира Ленина.

Через год, в марте 1919-го, на базе Российской оперы, национализированной декретом новых властей, была образована Опера Украинской советской социалистической республики имени Карла Либкнехта. В ее зале публично читал свои стихи приезжавший из Москвы Владимир Маяковский. А в 1939 году Опере было присвоено имя Тараса Григорьевича Шевченко.

После последней реконструкции театр перекрасили в цвета своей оригинальной первоначальной гаммы — светлый беж с элементами темно-зеленого. Кроме того, были достроены запасники театра, закрывшие проход на улицу Лысенко. Таким видят театр нынешние киевляне.

Андрей Манчук


История

Национальная опера Украины имени Тараса Шевченко (National Opera of Ukraine)

Киевский государственный ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета УССР им. Т. Г. Шевченко — старейший и ведущий музыкальный театр Украины.

Первый сезон постоянного оперного театра в Киеве открылся 8 ноября 1867 постановкой оперы А. Н. Верстовского «Аскольдова могила» в исполнении русской труппы. Первыми антрепренерами театра были Ф. Г. Бергер (1867-74) и И. Я. Сетов (1874-83). Вскоре театр показал оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Русалка».

На премьерах в Киевском театре своих опер «Опричник» (1874), «Евгений Онегин» (1889), «Пиковая дама» (1890) присутствовал П. И. Чайковский, давший высокую оценку спектаклям театpa, в постановках оперы «Алеко» (1893) принимал участие С. В. Рахманинов, оперы «Снегурочка» (1895) — Н. А. Римский-Корсаков.

В 1896 здание театра сгорело, в 1901 построено новое (архитектор В. Шрётер).

Репертуар Киевской оперы отличался большим разнообразием, здесь ставились оперы Чайковского, Римского-Корсакова, M. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. Н. Серова, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Р. Вагнера, Ж. Массне, К. Сен-Санса, А. Бойто и др., были также поставлены оперы Н. В. Лысенко «Рождественская ночь» (1903) и «Ноктюрн» (1914).

Развитию музыкально-сценической культуры театра способствовала деятельность дирижеров И. В. Прибика, В. И. Сука, И. О. Палицына, А. М. Пазовского, Л. П. Штейнберга, режиссеров И. П. Прянишникова, Н. Н. Боголюбова. В театре выступали певцы Е. Д. Воронец, Н. И. Забела, А. И. Каченовский, В. А. Лосский, М. Е. Медведев, А. Ф. Мышуга, А. В. Нежданова, Е. Д. Петляш, M. M. Скибицкая, Д. А. Смирнов, Л. В. Собинов, Ф. И. Стравинский, Ф. И. Шаляпин и др. Небольшую балетную труппу возглавляли Б. Ф. Нижинская, M. M. Мордкин и др.

Октябрьская революция 1917 открыла широкие возможности для развития украинского национального искусства. После национализации в 1919 театр получил название Государственный оперный театр им. К. Либкнехта, с 1926 — Киевская государственная академическая украинская опера (все постановки осуществлялись на украинском языке), с 1934 — Киевский государственный академический театр оперы и балета УССР, с 1939 — им. Т. Г. Шевченко.

В театре работали дирижеры В. В. Бердяев, А. Э. Маргулян, А. И. Орлов, режиссеры Я. И. Гречнев, И. М. Лапицкий, Е. Я. Лишанский, В. Д. Манзий, А. Н. Улуханов.

В содружестве с украинскими композиторами театр активно работал над советским репертуаром, были поставлены: оперы — «Дума черноморская» Яновского (1929), «Беркуты» («Золотой обруч») Лятошинского (1930), «Разлом» Фемелиди (1932); балеты — «Пан Канёвский» Вериковского (1931), «Ференджи» Яновского (1932).

Среди лучших спектаклей 20 — начала 30-х годов: «Борис Годунов», «Кармен», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Лоэнгрин»; «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Тарас Бульба» Лысенко, «Орлиный бунт» Пащенко, «Северный ветер» Книппера, «Белый рейд» Потоцкого, балет «Красный мак».

В связи с утверждением Киева столицей УССР (1934) во 2-й половине 30-х годов оперный и балетный коллективы были увеличены, репертуар театра значительно расширился. Были поставлены оперы «Щорс» Лятошинского, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Дзержинского, «В бурю», «Даиси», «Пиковая дама», «Проданная невеста», «Отелло» и др.

В этот период в театре работали: дирижёры — В. А. Дранишников, В. Я. Йориш, A. М. Пазовский, В. И. Пирадов, Н. Г. Рахлин; режиссёры — А. А. Колодуб, И. М. Лапицкий, В. Д. Манзий, Н. В. Смолич; балетмейстеры — Г. А. Берёзова, Н. М. Болотов, П. П. Вирский, Л. А. Жуков, С. Н. Сергеев; художники — А. Г. Петрицкий, А. В. Хвостенко-Хвостов.

Раскрылись яркие дарования певцов З. М. Гайдай, Б. Р. Гмыри, М. С. Гришко, М. И. Донца, Н. И. Захарченко, А. А. Иванова, Ю. И. Кипоренко-Даманского, М. И. Литвиненко-Вольгемут, И. С. Паторжинского, О. А. Петрусенко, О. Д. Ропской, Л. А. Руденко.

В балетных спектаклях («Мещанин из Тосканы» Нахабина, «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан», «Лауренсия»; «Сердце гор» Баланчивадзе, «Лилея» Данькевича и др.) проявилось мастерство К. Г. Васиной, А. И. Васильевой, А. И. Гавриловой, B. А. Преображенского, А. М. Соболя, Н. М. Скорульской.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 театр был эвакуирован в Уфу, в 1942-44 работал в Иркутске, объединившись с Харьковским театром оперы и балета, в 1944 возвратился в Киев.

Расширяя классический репертуар, возрождая лучшие довоенные постановки, театр в содружестве с украинскими композиторами создал новые национальный спектакли, среди которых современные героико-патриотические оперы — «Честь» Жуковского (1946), «Молодая гвардия» Мейтуса (1947), «Богдан Хмельницкий» Данькевича (1951, 2-я ред. 1953) и балеты — «Лесная песня» Скорульского (1946), «Ростислава» Жуковского (1955). Достижения коллектива связаны с созданием масштабных оперных спектаклей — «Иван Сусанин» (1948; Сталинская премия, 1949), «Борис Годунов» (1951), «Князь Игорь» (1952); «Тарас Бульба» Лысенко (1955) и постановкой балетов композиторов других советских республик — «Гаянэ» (1947), «Золушка» (1949) и «Ромео и Джульетта» (1955); «Юность» Чулаки (1950), «Под небом Италии» Юровского (1952), «Шурале» Яруллина (1955).

С конца 1950-х годов наряду с постановками классических опер и балетов (в т. ч. «Пиковая дама», «Хованщина», «Царская невеста», «Руслан и Людмила», «Гугеноты», «Кармен», «Аида», «Паяцы», «Лоэнгрин»; «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Раймонда») коллектив активно работал над воплощением произведений советских композиторов, создавая монументальные реалистические спектакли, отмеченные новаторским развитием лучших традиций театра.

Среди этапных постановок: оперы — «Война и мир» (1956); «Милана» (1957), «Арсенал» (1960), «Тарас Шевченко» (1964), «Ярослав Мудрый» (1975) Г. Майбороды, «Укрощение строптивой» (1959), «Катерина Измайлова» (1965; 1974, Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко, 1975); «Гибель эскадры» Губаренко (1967), «Абесалом и Этери» Палиашвили (1972), «В бурю» (1974); балеты «Ростислава» Жуковского (1955), «Лесная песня» (2-я ред., 1958); «Тени забытых предков» Кирейко (1963), «Спартак» (1965); «Легенда о любви» Меликова (1967), «Поэма о Марине» Яровинского (1968), «Каменный властелин» Губаренко (1971), «Баллада о матери» Штогаренко (1975).

В разное время в театре работали: певцы — П. С. Белинник, М. П. Бем, Н. Д. Ворвулев, Н. И. Гончаренко, B. Н. Гужова, Ю. А. Гуляев, М. Э. Донец-Тессейр, Н. Г. Зубарев, А. И. Кикоть, В. Ф. Козерацкий, Н. К. Кондратюк, К. А. Лаптев, Л. Д. Лобанова, Л. И. Масленникова, М. В. Микиша, К. А. Минаев, К. Д. Огневой, Т. В. Пономаренко, М. Д. Роменский, Б. А. Руденко, А. Ю. Станиславова, В. И. Тимохин, Э. М. Томм, Н. С. Фокин, Е. И. Чавдар, Н. А. Частий; солисты балета — Н. А. Апухтин, Ф. Н. Баклан, А. А. Белов, А. В. Гавриленко, Л. П. Герасимчук, Е. Н. Ершова, В. М. Потапова, Б. А. Таиров и др.; дирижёры — А. И. Климов, В. М. Кожухарь, А. Э. Маргулян, В. О. Пирадов, К. А. Симеонов, С. А. Столерман, В. С. Тольба, Б. И. Чистяков; режиссёры — Н. В. Смолич, М. П. Стефанович, В. М. Скляренко; балетмейстеры — В. И. Вронский, Р. А. Клявин, C. Н. Сергеев; художники — Т. Бруни, А. Н. Волненко, А. Г. Петрицкий, А. В. Хвостенко-Хвостов и др.

В труппе театра (1980 год): певцы — нар. арт. СССР Д. М. Гнатюк, Е. С. Мирошниченко, А. Ю. Мокренко, А. Б. Соловьяненко, В. Я. Третьяк, Г. А. Туфтина, нар. арт. УССР В. Г. Грицюк, Е. В. Колесник, А. И. Кочерга, С. Д. Козак, В. М. Любимова, К. П. Радченко, M. Ю. Стефьюк, З. П. Христич, Г. А. Цыпола, М. И. Шевченко; солисты балета — нар. арт. СССР В. Ф. Калиновская, В. П. Ковтун, Е. М. Потапова, Т. А. Таякина, нар. арт. УССР В. И. Круглов, А. В. Лагода, И. П. Лукашова, Л. И. Сморгачёва, Р. А. Хилько; гл. дирижёр — нар. арт. СССР С. В. Турчак; дирижёры — нар. арт. УССР О. Н. Рябов, засл. арт. УССР И. Д. Гамкало; гл. режиссёр — нар. арт. СССР Д. Н. Смолич, гл. хормейстер — нар. арт. СССР Л. Н. Венедиктов, балетмейстер — засл. деят. иск-в УССР А. Ф. Шекера, гл. художник — нар. худ. СССР P. P. Нирод.

Оперная труппа гастролировала в Югославии, Болгарии, ГДР, Румынии, Испании, балетная — в Бельгии, Дании, Египте, Италии, Норвегии, Румынии, Финляндии, Франции, Швеции, Югославии, Японии и др.

В 1936 театр награждён орденом Ленина, в 1968 — орденом Трудового Красного Знамени. В зрительном зале театра 1628 мест.

Ю. А. Станишевский
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю.В.Келдыша, 1973—1982


История балета

Национальная опера Украины имени Тараса Шевченко (National Opera of Ukraine)

Украинский театр оперы и балета основан как оперная антреприза в 1867 году. В 1893-1919 на сцене театра выступала балетная труппа под руководством польских балетмейстеров С. Ленчевского и М. Ланге, показавших «Малороссийский балет», «Приморский праздник», «Жатву в Малороссии», «Праздник венгерских цыган», «Космополитану», «Коппелию».

В 1910-х годах на гастроли периодически приезжали артисты Большого и Мариинского театров — Е. В. Гельцер, Е. А. Смирнова, М. К. Обухова, А. Н. Балашова, М. М. Мордкин.

Балетную труппу возглавляли А. А. Романовский (1914), Б. Ф. Нижинская и А. А. Кочетовский (1915-17), М. М. Мордкин совм. с М. П. Фроман (1918).

В 1919 театр был национализирован и стал называться Государственный театр УССР им. К. Либкнехта, с 1926 — Киевская государственная академическая украинская опера, где М. М. Мордкин поставил «Жизель», «Вальпургиеву ночь» на музыку Гуно, и др. В 1921-1925 здесь работали балетмейстеры Р. И. Балонотти, Романовский, М. Г. Дысковский.

В 1926 балетную труппу (60 человек) возглавили Л. А. Жуков и М. Р. Рейзен, поставившие «Жизель», «Баядерку», «Лебединое озеро». В 1928 Дысковский осуществил постановки балета-пантомимы «Шут» («Блазень») Прокофьева и балета «Красный мак» (с Р. В. Захаровым).

Основу труппы составляли выпускники Ленинградского хореографического училища (К. Г. Васина, М. Г. Смирнова, Захаров) и Киевской студии под руководством И. И. Чистякова (А. И. Гаврилова, В. В. Мерхасина, В. Н. Шехтман-Павлова, А. В. Ярыгина, А. Я. Бердовский, О. Н. Сталинский).

В 1930-е годы балетмейстер В. К. Литвиненко (в 1931-33 во главе труппы) поставил на сцене театра новые редакции «Лебединого озера» (1932), «Красного мака» (1933), первые оригинальные украинские балеты «Пан Канёвский» («Любина Бондаривна», 1931) Вериковского и «Ференджи» («Огонь над Гангом», 1932) Яновского.

В 1934, в связи с переводом столицы УССР из Харькова в Киев, балетная труппа возросла, её возглавил Л. А. Жуков, который поставил «Дон Кихот» (1934), «Красный мак» и «Лебединое озеро» (оба — 1935). Ярким спектаклем стал комедийный балет «Мещанин из Тосканы» Нахабина в постановке П. П. Вирского и Н. И. Болотова.

В 1937-41 главный балетмейстер А. А. Берёзова, при активном содействии А. Я. Вагановой, подняла культуру классического танца и укрепила связи с ленинградским балетом. Она поставила «Лебединое озеро», «Спящую красавицу» (оба — 1937), «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» (оба — 1938); в 1940 в творческом содружестве с композитором К. Ф. Данькевичем, либреттистом В. А. Чаговцем, дирижёром Я. А. Розенштейном Берёзова создала героико-романтический балет «Лилея» (по мотивам поэзии Т. Г. Шевченко), главные партии в котором исполняли А. И. Васильева, Л. П. Герасимчук, Н. М. Скорульская, А. М. Соболь, Н. И. Иващенко и др.

В 1941 театр эвакуировался в Уфу, с 1942 работал в Иркутске, где объединился с коллективом Харьковского театра, в 1941-44 были поставлены «Бахчисарайский фонтан», «Коппелия», «Шехеразада», «Штраусиана», в содружестве с композитором В. В. Йоришем создан комедийный балет-феерия «Бисова ночь», подготовлено 20 концертных программ.

В поставленных С. Н. Сергеевым (в 1942-53 главный балетмейстер) балетах «Сердце гор» (1940); «Лесная песня» Скорульского (1946), «Гаянэ» (1947), «Золушка» (1948), «Красный мак» (1949); «Юность» Чулаки (1950), «Маруся Богуславка» Свечникова (1951), «Под небом Италии» Юровского (1952, совместно с Р. В. Захаровым) и других раскрылись индивидуальности артистов Васильевой, З. М. Лурье, Герасимчук, Е. М. Потаповой, В. М. Потаповой, Н. А. Апухтина, А. А. Белова, Ф. Н. Баклана, А. М. Сегаля, Р. А. Клявина, Б. В. Степаненко, Н. Н. Новикова и др.

Творчество Сергеева, стремившегося к танцевальной образности спектакля, имело принципиальное значение для формирования художественного своеобразия украинского балета. Повышению хореографической культуры труппы способствовали постановки: Ф. В. Лопухова — «Лебединое озеро» (1946), «Спящая красавица» (1950); К. М. Сергеева — «Жизель» (1959); В. М. Чабукиани — «Лауренсия» (1962); П. А. Гусева — «Семь красавиц» (1963) и «Спящая красавица» (1969).

Балетмейстер В. И. Вронский (в 1954-69 во главе труппы) развивал реалистические традиции украинского балетного искусства, углублял поиски синтеза народного и классического танца. Выдвинулись яркие молодые артисты: В. Ф. Калиновская, А. В. Гавриленко, А. В. Лагода, А. Г. Кальченко, Н. Д. Руденко, И. П. Лукашова, В. П. Ковтун, В. И. Круглов, В. В. Парсегов и др. Вронский осуществил постановки новых редакций «Лилеи» (1956), «Лесной песни» (1958), развивая линию создания национального репертуара и утверждая танцевальную образность. Он оригинально поставил «Ростиславу» Жуковского (1955), «Княгиню Волконскую» Знатокова (1966), советский героический балет «Поэму о Марине» Яровинского (1968).

В 1960 Вирский поставил балет «Чёрное золото» Гомоляки, широко использовав выразительные приёмы народного танца. Интерес представляли балетмейстерские дебюты Скорульской («Тени забытых предков» Кирейко, 1963), Сегаля («Буря» на музыку Чайковского, 1964), Клявина («Каменный цветок», 1965), Г. А. Майорова («Поэма рассвета» Косенко, 1973). Принципы танцевального симфонизма утверждает балетмейстер А. Ф. Шикеро в масштабных постановках: «Легенда о Аобви» (1967); «Каменный властелин» Губаренко (1969), «Ромео и Джульетта» (1971), «Раймонда» (1974).

В 1970-72 художественный руководитель труппы — народный артист УССР Р. А. Клявин, в 1972-74 — народный артист УССР Г. Н. Кириллова.

В творчестве коллектива воплощение балетов композиторов народов СССР и классического наследия сочетается с последовательной работой над созданием оригинального героико-исторического и современного репертуара. Театр укрепляет связи с композиторами Украины. Наряду с широкими музыкально-сценическими полотнами балетмейстеры создали одноактные балеты-симфонии на музыку А. Я. Штогаренко, Б. Н. Лятошинского, В. С. Косенко, М. М. Скорика.

Труппа неоднократно гастролировала за рубежом. В 1964 на 2-м Международном фестивале балета в Париже труппа театра была отмечена Золотой звездой.

В труппе театра (1979): нар. арт. СССР В. Ф. Калиновская, В. П. Ковтун, Т. А. Таякина, нар. арт. УССР А. В. Гавриленко, В. И. Круглов, А. В. Лагода, Л. И. Сморгачёв, Р. А. Хилько; засл. арт. УССР. Т. В. Боровик, Е. В Косменко, В. В. Литвинов, В. Н. Некрасов, В. В. Парсегов, Г. М. Баукин, В. М. Рыбий, Э. М. Стебляк, Н. И. Уманова; артисты — Н. В. Березина, Л. В. Данченко, Н. Е. Абрамова, В. В. Клочко, Т. А. Литвинова, Л. Л. Шатилова, И. В. Хребтова; балетмейстер — засл. арт. УССР Н. М. Скорульская, балетмейстеры-репетиторы — нар. арт. СССР Е. М. Потапова, нар. арт. УССР И. П. Лукашова, В. И. Круглов, засл. артисты УССР Н. В. Верекундова, Н. Н. Новиков, З. В. Серкова и др. В 1974-1977 обязанности гл. балетмейстера исполнял засл. деят. искусств УССР А. Ф. Шикеро, в 1977-79 — Г. А. Майоров, гл. художник — нар. худ. СССР Ф. Ф. Нирод, главный дирижёр — нар. арт. СССР С. В. Турчак.

Энциклопедия «Балет» под ред. Ю.Н.Григоровича, 1981

реклама

вам может быть интересно

Фестиваль в Арена Сферистерио Фестивали, конкурсы, премии

Публикации

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Город

Киев

Год основания

1867

Тип

театры и залы

просмотры: 5845
добавлено: 24.02.2007



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть