Ivanovka estate
В рахманиновскую Ивановку с целью знакомства с музеем-усадьбой, о котором так много слышал и читал, я собирался давно, но не представлялось удобного случая и весомого повода для посещения легендарного места, да и путь был неблизким. Но когда я узнал о намеченной в усадьбе презентации нового рояля и предстоящем выступлении Николая Луганского, я решил совместить посещение всех этих мероприятий и отправиться в Ивановку своим ходом, чтобы выяснить заодно, каково нынче нашему народу перемещаться общественным транспортом по собственной стране.
23 августа в 3 часа пополуночи я вышел из поезда, шедшего по романтическому маршруту Москва-Камышин, на станции Обловка города Уварово Тамбовской области:
Стояла тёмная ночь. Возникло впечатление, что я вышел в глухую безлюдную степь к тамбовским волкам: небо покрыто тучами, звёзд не видно, народу никого, это был настоящий экстрим, и в душу невольно закрадывался первобытный страх, но другие поезда здесь не останавливаются, и иного варианта прибытия на эту станцию не было. Железная дорога здесь не электрифицирована, и мой состав от Тамбова тащил сюда дизель. Когда я увидел воочию, куда попал, моментально вспыхнул вопрос «что я тут делаю?», но я заранее знал, на что шёл: мной были заготовлены мобильные номера уваровских таксистов. Поэтому я, прогулявшись вперёд-назад по перрону, видя перед собой лишь наглухо закрытое здание вокзала и поёживаясь от ощущения собственной ничтожности посреди громадного пространства, схватился за спасительный телефон и вызвал машину, в образе которой в степь явилась современная цивилизация с современной же реинкарнацией былинного ямщика за рулём.
Ехать в такую рань, вернее, среди ночи, в Ивановку было бесполезно, а гостиничный номер брать на пару часов не имело смысла, поэтому я отправился в Уварово в поисках завтрака и какого-нибудь пристанища. Завтрак по наводке шофёра найти удалось, но пристанища в виде клуба, кафе или ресторана, где можно было бы посидеть до солнечного восхода, так и не нашлось: ранним утром всё было закрыто.
Тем не менее, с первыми лучами Солнца я въехал в Ивановку, причём, по пути выяснилось, что прямая дорога от Уварово до Ивановки насмерть разбита большегрузами, перевозящими урожай, поэтому пришлось отправиться в объезд, сделав громадный зигзаг с юга вокруг усадьбы, и въехать в неё с противоположной стороны, где расположены ворота главного входа и как раз имеется хорошая дорога, ведущая от федеральной трассы и построенная ещё в советские времена. В Ивановке я застал идиллическую сельскую картину:
Подъехав к усадьбе, я увидел ворота главного входа, на которых красуются ноты мелодии романса С. В. Рахманинова «Сирень:
Пройдя по аллее, я обнаружил утопающий в зелени и цветах воссозданный в 1995 году усадебный дом сине-белой раскраски:
Рядом с ним расположен ещё один дом — кирпично-деревянный красно-жёлтой раскраски флигель, как и усадебный дом разобранный в 1918 году и воссозданный в 70-80-х годах:
Именно в этом флигеле и в свои ранние приезды, и уже после женитьбы жил С. В. Рахманинов, о чём повествует расположенная на стене памятная табличка:
Территория рахманиновской усадьбы великолепно оформлена в духе сохранившихся прижизненных фотографий, сделанных в разные годы в Ивановке. Здесь можно увидеть и воссозданный по известному классическому фото знаменитый белый столик, за которым Рахманинов записывал и редактировал свои сочинения:
Такой же белой расцветки мебель, беседки, скамейки щедро расставлены по всей усадьбе, а рядом с усадебным домом на перекладине подвешен колокол:
Неподалёку от усадебного дома в саду установлен бюст, изображающий С. В. Рахманинова в момент дирижирования:
На территории усадьбы имеется множество тропинок, дорожек, аллей, пересекающих её в разных направлениях:
В самых неожиданных местах расположены беседки и всевозможные элементы вписанного в природу садового дизайна:
С запада на восток всю усадьбу пересекает длинная берёзовая аллея, выложенная песком и отмеченная по краям высаженными в ряд деревьями, как это было при Рахманинове:
Как видите, на фото все берёзы молодые, и с этим обстоятельством связана любопытная легенда, которыми история усадьбы щедро уснащена. Дело в том, что старые берёзы, которые ещё помнили самого Рахманинова, были срублены местными жителями на дрова в суровые 40-е годы во время Великой Отечественной войны, после которой до недавних времён сохранились лишь два дерева в дальнем конце аллеи – видимо, самые молодые из прежних. Но и этим двум деревьям вышел срок: берёзы погибли от старости, и было принято решение аллею воссоздать, высадив молодые берёзки. Сбоку от берёзовой аллеи расположен специально перенесённый сюда некрополь с могилами родственников Рахманинова:
Судьба этого некрополя трагична: «лихие 90-е» XX века не пощадили его, и он был фактически разорён на прежнем месте своего пребывания, из-за чего по инициативе музыкантов и местных администраторов некрополь перенесли непосредственно в Ивановку. Проблема в том, что духовенство этот перенос не благословило, а сами могилы расположены не по канонам погребения, а в произвольном порядке, поэтому, возможно, эта проблема ещё потребует своего решения. Хотя, как мне сказали с полной уверенностью посвящённые люди, был полностью перенесён в усадьбу прах покойных, а не только надгробные камни с высеченными на них именами, которые всем понимающим дело говорят о многом. Здесь и могила А. И. Сатина, и могила И. И. Рахманинова:
Почти вся композиция усадьбы выстраивается фактически вокруг великолепного мемориального пруда, также являющегося объектом исторической охраны, как и сама усадьба:
С берегов открываются великолепные виды на усадьбу и окрестности:
В природный ландшафт изящно встроены искусственные сооружения:
На берегу небольшого залива уже в наши времена была построена сцена со служебными помещениями и переносным сценическим тентом для проведения симфонических концертов на воде, а на противоположном берегу от неё — лужайки, усадебный сад и скамейки для слушателей:
К одной из беседок на воде через усадьбу ведёт дивная зелёная аллея:
Сама беседка выходит прямо на пруд:
Такое ощущение, что в усадьбе всё пронизано творчеством и музыкой, и даже птицы на проводах располагаются наподобие нот на линейках:
Везде по усадьбе, как и в рахманиновские времена, много цветов — всевозможные сорта уже отцветшей к моему приезду сирени, садовые цветы и прочее:
Интересно воссозданы также интерьеры обоих мемориальных домов, в свою очередь возрождённых во второй половине XX века по фотографиям и подробнейшим воспоминаниям и рисункам прожившей до 1975 года двоюродной сестры великого музыканта С. А. Сатиной.
Интересно отметить, что история этих домов, как и всего в Ивановке, тоже окружена легендами. Так, одна из легенд повествует о том, что рахманиновский рояль в революцию был якобы сброшен крестьянами со второго этажа, а сами дома сожжены. Это всё неправда. После революций 1917 года дома не были уничтожены, а были банально разобраны на составные части жителями Ивановки для своих хозяйственных нужд, ибо никто из них в барских домах жить не собирался, а на возвращение хозяев надежды не было. Если за домами не следить, то они ветшают и разрушаются по естественным причинам, поэтому судьба их была предрешена, а властям на тот момент было не до культуры.
Что касается рояля, то существует несколько версий его исчезновения, одна из которых весьма красива, что, однако, не означает, что она подлинна. Впрочем, все версии сходятся к одному: рояль погиб. И это прискорбно не потому, что он ценен сам по себе, ибо рояль в Ивановке постоянно находился в работе, подвергаясь нещадной эксплуатации и от непрерывного использования разрушаясь, в результате чего закупались всё новые и новые рояли взамен изношенных, но потому, что это был последний прижизненный рахманиновский рояль.
А «красивая» легенда повествует о том, что рояль первоначально не погиб, а попал в руки крупной советской чиновницы, которая в момент демонтажа дома вывезла его в чеченский город Грозный. Этот рояль находился у неё на квартире, и чиновница даже собиралась в будущем отдать его в какой-нибудь музей, но никак не могла расстаться с полюбившимся инструментом. Затем грянула Великая Отечественная, как стратегически ключевой военный объект Грозный подвергся бомбардировкам, в результате которых квартира и рояль были уничтожены, о чём чиновница впоследствии горько сожалела. Так ли было, нет ли, правда ли это всё, о том ли рояле речь — неизвестно.
В интерьерах имеется концертное помещение, обустроенное на месте бывших детских спален:
Со вкусом воссоздана биллиардная:
Интерьеры многих комнат воссозданы с учётом стилистики рубежа XIX-XX вв. с использованием мебели той эпохи, а кое-где размещены сохранившиеся подлинные вещи:
Имеется фотоэкспозиция, посвящённая Рахманинову и его пребыванию в Ивановке:
Востановлена комната очень рано умершего Саши Сатина:
Воссоздана любопытная архитектура усадебного дома, в которой центральным элементом является стеклянный «фонарь», возвышающийся над зданием:
Дневной свет, проникающий в дом через этот «фонарь», попадает сначала на 2-й этаж:
Затем через проём винтовой лестницы свет «фонаря» попадает и на 1-й этаж, пронизывая таким образом весь дом:
С балкона 2-го этажа усадебного дома открывается вид на усадьбу, концертную площадку и флигель:
Возвращаясь к интерьерам, хочу отметить, что, приехав в Ивановку, больше всего опасался именно за впечатление от них: вполне очевидно, что если воссоздание домов — это по большей части инженерная задача, то воссоздание интерьеров — это уже задача, в основном, историко-художественная, а потому гораздо более сложная, если иметь в виду желаемое ощущение подлинности. Но мои опасения оказались напрасными: интерьеры не только не производят впечатления чуждости и неуместности, а наоборот, составляют основное очарование востановленных зданий, не считая самой архитектуры, конечно:
В рахманиновские времена в усадьбе царил культ чаепития: чай пили постоянно и в больших количествах, поэтому в продолжение всего дня в постоянной готовности находился разогретый самовар, заварка, баранки и прочие изделия:
Помимо исторических интерьеров дореволюционных времён в одной из комнат воссоздан мемориальный кабинет Юрия Павловича Рахманинова — внучатого племянника великого Рахманинова, советского учёного, инженера-метростроевца, много сделавшего для сохранения памяти музыканта в Москве и в Ивановке.
Перед центральными воротами усадьбы заасфальтирована большая автомобильная стоянка, способная принять десятки машин и автобусов, что с ростом известности Ивановки весьма дальновидно:
В этот мой приезд стоянка была полна машин: слушатели приехали на концерт-презентацию нового рояля, приобретённого для Ивановки фондом Тимченко и отобранного на фабрике самолично Николаем Львовичем Луганским, клавирабенд которого состоялся в конце этого памятного дня.
А после концерта я ещё раз прошёл через всю усадьбу, прощаясь с нею — появившись здесь утром с первыми лучами Солнца, я покидал её с последними его лучами:
С погодой повезло, и этот день подарил мне незабываемые впечатления от знакомства с замечательной местностью, бережно воссозданными историческими объектами, неравнодушными к прекрасному людьми и дивной южнорусской природой. Побывав здесь, начинаешь понимать музыкантов, которых притягивает Ивановка, силой своего очарования заставляя их регулярно приезжать именно сюда, несмотря на множество концертов и прочих обязательств по всему миру.
Я считаю, что для всякого просвещённого и неравнодушного к музыкальному искусству русского человека, кем бы он ни был — музыкантом ли, любителем ли музыки — в России есть священные места, по которым хотя бы раз в жизни нужно осуществить небольшое музыкальное паломничество. К их числу относятся музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге и его же музей-усадьба в Тихвине, музей-квартира А. Н. Скрябина в Москве, московский музей-усадьба Шаляпина, квартира С. Т. Рихтера на Б.Бронной в Москве и его же дача под Тарусой Калужской области, музей-усадьба П. И. Чайковского в Клину и его же музей-усадьба в Воткинске, музей-усадьба М. И. Глинки в селе Новоспасском Смоленской области и, конечно, музей-усадьба С. В. Рахманинова в Ивановке Тамбовской области.
Этими наименованиями список не исчерпывается, но перечисленные объекты составляют поистине золотой фонд памяти русской музыки и культуры, в котором рахманиновская Ивановка занимает своё уникальное и неповторимое место.
Валентин Предлогов, Belcanto.ru
Фотографии автора