Николаус Арнонкур

Nikolaus Harnoncourt

Николаус Арнонкур / Nikolaus Harnoncourt

Николаус Арнонкур, дирижер, виолончелист, философ и музыковед — одна из ключевых фигур музыкальной жизни Европы и всего мира.

Граф Иоганн Николаус де ла Фонтэн и д´Арнонкур — Неустрашимый (Johann Nicolaus Graf de la Fontaine und d'Harnoncourt-Unverzagt) — отпрыск одного из знатнейших дворянских родов Европы. Рыцари-крестоносцы и поэты, дипломаты и политики из рода Арнонкуров играли немаловажную роль в европейской истории, начиная с 14-го века. По материнской линии Арнонкур в родстве с семейством Габсбургов, но великий дирижер не считает свое происхождение чем-то особенно важным. Он родился в Берлине, вырос в Граце, учился в Зальцбурге и Вене.

Антипод Караяна

Первая половина музыкальной жизни Николауса Арнонкура прошла под знаком Герберта фон Караяна. В 1952-м году Караян лично пригласил 23-летнего виолончелиста в возглавляемый им тогда Венский симфонический оркестр (Wiener Symphoniker). «Я был одним из сорока кандидатов на это место, — вспоминал Арнонкур. — Караян меня сразу заприметил и шепнул директору оркестра, мол, этого стоит взять уже за то, как он себя держит».

Годы, проведенные в оркестре, стали для него самыми тяжелыми в жизни (он уволился лишь в 1969-м году, когда, уже в сорок лет, начал серьезную карьеру дирижера). Политику, которую Караян проводил в отношении Арнонкура — конкурента, видимо, инстинктивно чувствуя в нем грядущего победителя, можно назвать планомерной травлей: например, он поставил в Зальцбурге и Вене условие: «или я, или он».

Consentus Musikus: камерная революция

В 1953-й году Николаус Арнонкур и его жена Алиса, скрипачка того же оркестра, а также еще несколько друзей основали ансамбль Concentus Musicus Wien. Ансамбль, первые двадцать лет собиравшийся на репетиции в гостиной Арнонкуров, начал эксперименты со звуком: в музеях брались на прокат старинные инструменты, изучались партитуры и другие источники.

И действительно: «скучная» старинная музыка зазвучала по-новому. Новаторский подход дал новую жизнь забытым и заигранным сочинениям. Его революционная практика «исторически информированной интерпретации» воскресила музыку времен ренессанса и барокко. «Каждая музыка требует своего звучания», — таково кредо Арнонкура-музыканта. Отец аутентизма, он сам никогда не употребляет этого слова всуе.

Бах, Бетховен, Гершвин

Арнонкур мыслит глобально, к числу наиболее знаительных проектов, реализованных им в сотрудничестве с крупнейшими оркестрами мира, относятся цикл симфоний Бетховена, цикл опер Монтеверди, цикл кантат Баха (вместе с Густавом Леонхардом). Арнонкур — оригинальный интерпретатор Верди и Яначека. «Воскреситель» старинной музыки, на свой восьмидесятый день рождения он подарил себе исполнение «Порги и Бесс» Гершвина.

Биограф Арнонкура Моника Мертль (Monica Mertl) как-то написала, что он, как и его любимый герой Дон Кихот, как будто постоянно задает себе вопрос: «Ну, где тут следующий подвиг?».

Анастасия Рахманова, dw.com

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

06.12.1929

Дата смерти

05.03.2016

Профессия

дирижёр, инструменталист

Страна

Австрия

просмотры: 6225
добавлено: 30.12.2010



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть