Джон Адамс

John Adams

Джон Адамс  John Adams. Фото — Deborah O'Grady

Американский композитор и дирижер; ведущий представитель стиля, в котором т.н. минимализм (характерные черты – лаконизм фактуры, повторность элементов), представленный в американской музыке Стивом Райком и Филипом Глассом, сочетается с более традиционными чертами.

Адамс родился в Вустере (шт. Массачусетс) 15 февраля 1947. Отец обучал его игре на кларнете, и он преуспел настолько, что, будучи студентом Гарвардского университета, смог иногда заменять кларнетиста в Бостонском симфоническом оркестре. В 1971, завершив обучение, переехал в Калифорнию, начал преподавать в консерватории Сан-Франциско (1972–1982) и возглавил студенческий «Ансамбль новой музыки». В 1982–1985 получал композиторскую стипендию от Симфонического оркестра Сан-Франциско.

Адамс впервые привлек к себе внимание септетом для струнных ("Shaker Loops", 1978): это сочинение критики хвалили за оригинальность стиля, в котором авангардизм Гласса и Райка сочетается с неоромантическими формами и музыкальной повествовательностью. Утверждали даже, что в это время Адамс помог своим старшим коллегам Глассу и Райку нащупать новое творческое направление, где жесткость стиля смягчается и музыка делается доступной для более широкого круга слушателей.

В 1987 в Хьюстоне с большим успехом прошла премьера сочинения Адамса "Никсон в Китае" (Nixon in China), оперы на стихи Алисы Гудман, повествующие об исторической встрече Ричарда Никсона с Мао Цзедуном в 1972. Позже опера была поставлена в Нью-Йорке и Вашингтоне, а также в некоторых городах Европы; запись ее стала бестселлером. Следующим плодом сотрудничества Адамса и Гудман стала опера "Смерть Клингхоффера" (The Death of Klinghoffer, 1991) на сюжет о захвате пассажирского парохода палестинскими террористами.

Среди других достойных упоминания сочинений Адамса: "Фригийские врата" (Phrygian Gates, 1977) – напряженная и виртуозная композиция для фортепиано; "Гармониум" (Harmonium, 1980) для большого оркестра и хора; "Доступный свет" (Available Light, 1982) – интересная электронная композиция с хореографией Люсинды Чайлдс; "Музыка для большой пианолы" (Grand Pianola Music, 1982) для мультиплицированных роялей (т.е. электронно умноженного звучания инструментов) и оркестра; "Учение о гармонии" (Harmonienlehre, 1985, так назывался учебник Арнольда Шёнберга) для оркестра и «полнометражный» скрипичный концерт (1994).

Энциклопедия Кругосвет

реклама

вам может быть интересно

Шарль Лекок Композиторы

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Риккардо Мути Дирижёры
Макс Рейнхардт Театральные деятели

Реклама

Дата рождения

15.02.1947

Профессия

композитор

Страна

США

просмотры: 6338
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть