«Чудное приволье» французской комической оперы

Премьера «Луга писцов» Герольда в «Опера комик»

Премьера «Луга писцов» Герольда в «Опера комик»

Свое назначение на пост арт-директора (художественного руководителя) парижского театра «Опера комик» Жером Дешан (Jérôme Deschamps) – драматический актер, режиссер и театральный драматург – получил в конце июня 2007 года. И в первый же сезон на новом посту ему удалось претворить в жизнь один из краеугольных для этой сцены проектов. Речь идет о постановке в 2008 году оперы Фердинана Герольда (1791–1833) «Цампа, или Мраморная невеста» («Zampa, ou La fiancée de marbre»), в которой Жером Дешан взял на себя роль режиссера.

Мировая премьера этого опуса, сразу ставшего необычайно популярным, состоялась в 1831 году в «Опера комик» еще в Salle Ventadour. В следующем 1832 году, в связи с финансовыми трудностями из-за нестабильности обстановки в стране, этот большой зал компания вынуждена была покинуть, чтобы сменить на меньший (Salle des Nouveautés на Place de la Bourse). Название этой сцены до поры до времени запомним.

2015 год — год 300-летия основания «Опера комик»,

и сей юбилей, несомненно, весьма солиден и значим. Так сложилось, что срок полномочий Жерома Дешана завершается именно в июне этого года, и, возможно, поэтому на финишной прямой афишу всё еще возглавляемого им театра он вновь решил украсить одной из опер Герольда. На сей раз выбор пал на другой совершенно неизвестный у нас раритет под названием «Луг писцов» («Le Pré aux Clercs»).

При известной эклектичности формы и милой наивности содержания этому безусловному шедевру оперного романтизма решительно невозможно отказать в тонкой стилистической свежести и ажурности выделки музыкального материала. Премьера этого опуса в «Опера комик» 15 декабря 1832 года как раз и состоялась в Salle des Nouveautés на Place de la Bourse. И весь парадокс фантастического успеха у публики, в тот вечер впервые внимавшей чарующей мелодичности нового творения композитора, заключался, прежде всего, в причудливом сочетании в нем, на первый взгляд, несочетаемых вкусов и запросов своего времени.

Премьера «Луга писцов» Герольда в «Опера комик»

Как это нередко случается в истории театра, выход компании из финансового кризиса начала 30-х годов XIX века случился вовсе не по причине отпущенного ей государственного финансирования (его было явно недостаточно), а благодаря успеху нового творческого озарения композиторского гения. После полного триумфа «Цампы» 40-летний маэстро стал олицетворением надежд «Опера комик», однако, увы, «Луг писцов», которым открылось новое здание «Опера комик» на Place de la Bourse, так и остался последней законченной оперой композитора: «Людовика», над которым он работал еще в начале 1833 года, завершил Галеви.

По причине весьма сильного нездоровья присутствовать на премьере «Луга писцов» Фердинан Герольд уже не мог.

Более того, считается, что именно инцидент, связанный с ней, обострил болезнь композитора и через пять недель после еще одного триумфа привел его к смерти: после первого представления исполнительница партии Изабеллы отказалась петь все последующие спектакли, и тяжело больному маэстро буквально за пять дней пришлось подготовить партию с другой экстренно ангажированной певицей.

Когда заходит речь о том, что опера «Луг писцов», написанная Фердинаном Герольдом на либретто Эжена Планара, основана на «Хронике царствования Карла IX» (1829) Проспера Мериме, то под этой основой надо понимать лишь нити сюжетной интриги литературного первоисточника, вдохновившие либреттиста на создание своей собственной театральной драматургии.

Понятно, что в этом контексте всегда неизбежно сравнение со знаменитой и широко известной (правда, не отечественному музыкальному театру) оперой Джакомо Мейербера «Гугеноты» («Les Huguenots», 1836). Ее либреттисты Эжен Скриб и Эмиль Дешан, ни дать ни взять, точно также вдохновившись сюжетными перипетиями единственного исторического романа Мериме, вслед за Планаром создали еще одно, пусть и не оригинальное по сути, но абсолютно самодостаточное с точки зрения своего сюжета произведение. При этом модель Мейербера (большая пятиактная опера для главной сцены Парижа) и модель Герольда (комическая трехактная опера для «Опера комик»), конечно же, выступают абсолютными идеологическими, хотя вряд ли уж кардинально музыкальными антагонистами.

В негласное соперничество оба композитора включились в 1830–1831 годах.

По абсолютно той же заданной схеме сначала состоялась премьера «Цампы» Герольда (май 1831), о чем уже упоминалось, а затем на сцене Salle Le Peletier – премьера «Роберта-Дьявола» Мейербера («Robert le Diable», ноябрь 1831), также прошедшая с огромным успехом. Второй раунд творческого противостояния показывает, что в «Гугенотах» развитие фабулы, основанное, как и в романе, на яркой прорисовке трагедии человеческих судеб, строится вокруг центрального исторического события (знаменитой Варфоломеевской ночи, утонувшей в крови религиозной непримиримости католиков и гугенотов).

Премьера «Луга писцов» Герольда в «Опера комик»

Сюжет оперы Мейербера по времени четко привязан к нему, а в «Луге писцов» он основан на фантоме событий романа. Отдельные его персонажи – иногда даже с точным сохранением их имен – перенесены уже в эпоху «более спокойного» правления Генриха III, как раз и сменившего на троне Франции своего брата Карла IX: с событиями «Гугенотов» этот период разделен интервалом в десять лет.

Таким образом, если «Гугеноты» Мейербера в связке с романом Мериме считать основной сюжетной модификацией, то на мировой оперной сцене ее сиквел «Луг писцов» появился на четыре года раньше. А можно рассуждать иначе, подразумевая «Гугенотов» приквелом «Луга писцов». Почему нет?..

За информацией, проясняющей смысл названия обсуждаемой трехактной комической оперы Герольда, ее кратким содержанием и некоторыми аспектами прокатной судьбы от парижской премьеры 1832 года до наших дней мы отсылаем читателя к специальной статье нашего справочника, хотя топоним «Пре-о-Клер» (что по-французски и означает «Луг писцов») как место проведения дуэлей хорошо известен и по «Гугенотам» Мейербера, и по «Сирано де Бержераку» Ростана, и по романам Дюма о королевских мушкетерах. «Le Pré aux Clercs» – также и название современного парижского издательства, но это всего лишь название, никак не связанное с локализацией данного учреждения в не существующем сегодня историческом месте Парижа.

Оперы Мейербера и Герольда, при всём индивидуальном своеобразии их либретто, в сущности, трактуют одно и то же, но по-разному.

У Мейербера — мощный накал трагедии, у Герольда — изысканность мелодраматической коллизии.

При этом мастерски выстроенной, исторически замкнутой драматургии «Гугенотов» откровенно «опереточная» драматургия «Луга писцов», конечно же, уступает.

Премьера «Луга писцов» Герольда в «Опера комик»

Поразительно, но в опере Герольда, в фабуле которой одинаково весомо, казалось бы, должны значить как линия короля Франции, так и его «пленницы» Маргариты (королевы Наваррской, живущей в Лувре в разлуке с мужем), Генрих III в качестве персонажа не выведен вообще! Его присутствие лишь виртуально: по ходу дела от него доходят распоряжения и оглашаются «протоколы о намерениях», да и само имя короля постоянно звучит из уст многих персонажей.

Самое страшное, что способно нарушить идиллическую гармонию, в основном, буколической комедийной сферы «Луга писцов», – это абсурдная дуэль с убийством заведомо отрицательного персонажа оперы маркиза де Коменжа (католика) заведомо положительным персонажем бароном де Мержи (протестантом). Элегантность и шик французской комической оперы – это вовсе не плакатная утрированность и гротеск итальянской оперы-буфф: здесь всё намного тоньше и деликатнее, а

дуэль с летальным исходом в комической опере — это так по-французски!

Комедийное и даже «опереточное» незаметно срастается в ней с трагикомедией, а оперные персонажи не столько озабочены теперь вопросами приверженности к религиозным догматам и вере, сколько интересом к светским удовольствиям и делам амурным.

Мержи – официальный посланник в Париже Генриха Наваррского, и именно ему при содействии придворного интригана Кантарелли сердобольная Маргарита де Валуа помогает устроить тайную свадьбу со своей фрейлиной-протестанткой Изабеллой де Монталь, которая по замыслу Генриха III была предназначена его фавориту Коменжу. При этом Маргарита организует влюбленным и безопасный побег в Наварру, обеспечивая им и провожатого Кантарелли.

Премьера «Луга писцов» Герольда в «Опера комик»

В «Гугенотах» католичка Маргарита лишь пытается безуспешно радеть за счастье гугенота Рауля де Нанжи и католички Валентины де Сен-Бри, а в «Луге писцов», устраивая судьбу двух протестантов, действует уже весьма успешно как опытная, бывалая интриганка. Перефразируя известную поговорку, она действует «на радость врагам-протестантам и назло своей матери Екатерине Медичи», а также, конечно, назло и Генриху III.

Нетрудно догадаться, что и сама эта свадьба происходит не где-нибудь, а в церкви всё на том же Пре-о-Клер.

А то обстоятельство, что ей предшествует еще одно бракосочетание – парижского кабатчика Жирó, владеющего заведением, опять же, на Пре-о-Клер, и субретки Нисетты, крестницы Маргариты, владеющей гостиницей в пригороде, – ход заведомо уже опереточно-комедийный.

Итак, складываясь из различных музыкальных прослоек, новая продукция «Опера комик», серия спектаклей которой состоялась в марте нынешнего года, захватив лишь самое начало апреля, предстала восхитительным и чрезвычайно аппетитным бутербродом. Отведать его автору этих строк довелось на четвертом из шести представлений премьерной серии, и основу восхитительных музыкально-театральных впечатлений сполна обеспечили два приглашенных коллектива.

Оркестр Гульбенкян (Orquestra Gulbenkian) прибыл из Португалии. Он был основан Фондом Калуста Гульбенкяна в 1962 году сначала как камерный ансамбль, а затем, расширившись до состава полноценного оркестра, с 1971 года получил свое современное название. Его нынешний главный дирижер – поразительно тонко чувствующий романтический стиль музыки британец Пол МакКриш – предстал в качестве музыкального руководителя проекта. Другой коллектив – французский камерный хор «Accentus». Основанный Лоранс Экильбé в 1991 году, с 1998 года он является резидентом Оперы Руана. Главным хормейстером обсуждаемого проекта на сцене театра «Опера комик» выступил Кристоф Граперон.

На редкость слаженную и весьма профессиональную музыкальную команду дополнил не менее креативный постановочный «квартет»

в составе режиссера и сценографа Эрика Руфа, художника по костюмам Ренато Бьянки, художника по свету Стефани Даниэль и хореографа Глислейн Лефевр.

Премьера «Луга писцов» Герольда в «Опера комик»

С декабря 1898 года и по настоящее время «Опера комик» дает свои представления уже в Третьем Зале Фавар (Troisième Salle Favart на Place Boieldieu): в 1977 году он получил статус исторического памятника архитектуры. В небольшом пространстве весьма уютного зрительного зала с классической организацией рассадки в партере, на боковых ярусах и балконах предложенная вниманию постановка «Луга певцов» Герольда при минимуме ее сценографического антуража поражает, прежде всего, мощно притягательной, невероятно захватывающей зрелищностью, увы, так редко сегодня встречающейся в музыкальном театре.

Так что на «израненную душу» меломана это действует просто как целительный бальзам…

Вместе с тем в спектакле оживает атмосфера удивительно глубокого реализма, которая при всей своей простоте и бесхитростности на этот раз никаких «заумствований» режиссерской концепции не предлагает, добросовестно честно и обстоятельно рассказывая и показывая на сцене то, что и предписано содержанием этого буколического сюжета. В этой постановке даже второй акт, которому положено разворачиваться в интерьерах Лувра, пропитан ароматом природы и умиротворенной идиллии. Первый и второй акты, соединенные в один, за час сорок их общей продолжительности пролетают, словно один миг, а последний за отведенные ему полчаса кажется и вовсе «не начинавшимся».

Как завсегдатай оперного театра я давно уже истосковался по истинной красоте его эстетического восприятия. Неудивительно поэтому, что вся абсолютно искренняя наивность и, в тоже время, детальная продуманность мизансцен этого спектакля создают яркое пиршество для глаз. В русле скрупулезной стилизации исторических костюмов и органично-естественного слияния с тонкой реалистичностью «кадра» очарование самóй музыкой оказывает не иначе как терапевтический эффект театральной релаксации.

Премьера «Луга писцов» Герольда в «Опера комик»

Многослойный режиссерский бутерброд с истинным знанием актерского дела складывается из королевской линии Маргариты, аристократической линии Изабеллы и Мержи, гротесковой линии Кантарелли и Коменжа, мещанско-обывательской линии Нисетты и Жиро, а также из хоровых сцен и двух дивертисментов («Маскарад» и «Танец лучников»).

В комической опере всегда царит праздник, но когда справляются сразу две свадьбы, то и размах его масштабнее!

В финале, как в сказке, добро побеждает зло: специфика жанра такова, что все непременно должны быть счастливы. Лишь счастье внешне спокойной жизни Маргариты, респектабельной, но не наполненной светом любви, всё равно скрыто под маской ее постоянной грусти. При этом ювелирно тонкий баланс между комедией и трагедией с множеством ее изгибов и поворотов уверенно зиждется на красочности музыкальных портретов «септета» главных героев.

Из всего ансамбля певцов совершенной безупречностью интерпретации непростой в тесситурном и стилистическом отношении партии барона де Мержи в качестве солиста-премьера явно выделяется лирически благородный американский тенор Майкл Спирес.

Все остальные исполнители с точки зрения их вокального восприятия сильны, прежде всего, не по отдельности, а в едином актерском ансамбле: Мария Ленорман (Маргарита), Мария-Ева Мунжé (Изабелла), Жаёль Адзаретти (Нисетта), Эрик Ушé (Кантарелли), Эмильяно Гонсалес Торо (Коменж), Кристиан Эльмéр (Жиро).

«Луг писцов» Герольда — совместная продукция Opéra-Comique и Palazzetto Bru Zane в Венеции при ассоциированном партнерстве с Фондом Калуста Гульбенкяна (Португалия) и Уэксфордким фестивалем (Ирландия). В рамках этого фестиваля новая парижская постановка впервые будет показана в октябре нынешнего года.

Авторы фото — Pierre Grobois, Vincent Pontet

реклама