Концертный зал «Тонхалле»

Tonhalle Zürich

Концертный зал «Тонхалле» в Цюрихе / Tonhalle Zürich

Безусловно, самым известным музыкальным брендом Цюриха является его Оперный театр (Opernhaus Zürich). Однако этот город располагает и великолепным академическим концертным залом, обладающим потрясающей акустикой и являющимся постоянной базой здешнего оркестра. Уверен, что такие наименования как Tonhalle Zürich и Tonhalle-Orchester Zürich – хотя, конечно же, большей частью заочно – известны и отечественным меломанам. Следует заметить, что само название Tonhalle эксклюзивности имени собственного в себе не несет: в переводе с немецкого оно как раз и означает «концертный зал» (в качестве одного из возможных вариантов названия данной нарицательной единицы). Но в связке с постоянной репетиционной и концертной базой известнейшего оркестра Швейцарии и с названием города Цюриха, оно, несомненно, предстает уникальным, всемирно признанным музыкальным брендом. Любопытно заметить, что «Тонхалле» был построен по проекту тех же самых венских архитекторов Фердинанда Феллнера и Германа Хелмера, которые спроектировали и здание Цюрихской оперы.

Впервые «Тонхалле» распахнул свои двери для публики в 1895 году, и случилось это всего лишь на четыре года позже после открытия нового здания Оперного театра – нового и последнего, которое после капитальной реконструкции 1982 – 1984 годов функционирует и поныне. Строительство «Тонхалле» началось в 1893-м, а спустя два года на открытии нового зала не кто иной, как Иоганнес Брамс дирижировал своей «Триумфальной песней» («Triumphlied», op. 55) для баритона, хора и оркестра: это знаменательное событие произошло 19 октября 1895 года. Однако в 1939 году, за счет упразднения неосновной, вспомогательной части здания и многих архитектурных элементов (например, ротонды с башнями и боковыми секциями-«флигелями»), практически вплотную к его оставшейся части был пристроен Kongresszentrum (если смотреть на нынешний вход для зрителей, то слева, ближе к набережной Цюрихского озера). Увы, по оригинальному архитектурному ансамблю эта «варварская» модификация нанесла, конечно же, непоправимый удар.

Но сегодня, по прошествии десятилетий, если не знать, как было раньше, парадоксально приходишь к следующему умозаключению: это новое неожиданное соседство вряд ли назовешь уместным и оправданным, но, в принципе, основному зданию «Тонхалле» оно особо и не мешает. Свое исконное концертное назначение этот культурный объект, и по сей день сохраняя уникальную акустику и исторические интерьеры, вовсе от этого не утратил. Парадоксально и то, что памятником исторической архитектуры здание «Тонхалле» было признано только тогда, когда оно составило физически неделимый ансамбль с «Центром Конгрессов». Между прочим, давно уже анонсировано, что в сезоне 2013/2014 «Тонхалле» должна ожидать капитальная реконструкция, но, как говорится, поживем – увидим… А пока зал функционирует в своем привычном режиме, и его абонементные планы уже сформированы и на следующий музыкальный год – сезон 2012/2013.

Концертный зал «Тонхалле» в Цюрихе / Tonhalle Zürich

Сегодня наружному облику «Тонхалле», прямоугольной «коробке» красно-рыжего кирпича (речь идет только об оригинальной постройке), свойственен вполне «классический» облик весьма удачно соединенной архитектурной эклектики. Лучше всего оценить ее вы сможете, если будете подходить к зданию по Клариденштрассе по направлению к набережной. Основной колер строения нарядно расцвечен белыми вставками различных структурных элементов. Это, прежде всего, центральная колоннада над входом для зрителей, начинающаяся с уровня второго этажа и заканчивающаяся на уровне плоской крыши двускатным фронтоном по типу древнегреческого портика (невозможно при этом не обратить внимания, что на крыше по стороне нынешнего главного фасада здания установлены символические вазы-амфоры). Это и арки части оконных проемов, создающие иллюзию средневекового итальянского палаццо. Это и тяжеловесные «фризы» перекрытий другой части оконных проемов, и фальш-колонны с торца здания, и даже круглые окна-«иллюминаторы», стиль которых устремлен уже к модерну ХХ века. Это и поэтажная окантовка в целом «красного» здания светлыми бордюрными поясами...

Лишь только «легкий» козырек перед входом, похоже, пристроенный позже, да еще навес, общий для «Тонхалле» и «Центра Конгрессов», придают всему ансамблю здания некую привнесенную «легкомысленность». В остальном же, в его облике всё монументально и основательно. Основательность царит и внутри. Сразу при входе – большой просторный вестибюль, где размещаются кассы. Уже за «контрольной чертой» – еще больший вестибюль нижнего этажа, где расположен гардероб. На втором этаже, на уровне партера – просторный холл, из которого ведут входы в зрительные залы: Большой (1546 мест) и Малый (634 места). Общее классически строгое убранство Большого зала в пастельно-светлых, но приглушенно неярких тонах, хотя и детально декорировано, всё же не создает ощущения помпезной перегруженности элементами декора ни в части потолочных сводов, ни в части росписи центрального плафона потолка, ни в части балюстрады центральной галереи с боковыми балконами, буквально нависающими над партером (а также над сценой) и украшенными ионическими колоннами. При самóм устройстве освещения зала, также создающем атмосферу таинственной приглушенности, классически массивные центральные люстры-«зонтики», подвешенные вдоль оси потолка, кажутся последним «дизайнерским» росчерком, довершающим всё великолепие интерьера. Сцена Большого зала оборудована ступенчатым оркестровым подиумом, а ее центральной «композицией» является большой духовой орган Kleuker-Steinmeyer, который был установлен не так уж и давно – в 1988 году.

Игорь Корябин

реклама

вам может быть интересно

Фестиваль «Звёзды белых ночей» Фестивали, конкурсы, премии

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Город

Цюрих

Год основания

1895

Тип

театры и залы

просмотры: 3720
добавлено: 01.06.2012



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть