Боливийская музыка

Муз. иск-во Боливии представлено музыкой коренных жителей страны - индейцев, а также музыкой креолов. Индейский муз. фольклор самобытен и разнообразен. Распространены лирич. песенные жанры: багуала, ярави, видала, уанка. Популярны также сопровождающие танцы инструментальные наигрыши - уайно, уайнито.

Индейская музыка осн. на пентатонике, причём используются все 5 её видов. Для песен, танцев типична двудольность. Индейской музыке свойственна ритмич. определённость (существуют свои ритмич. формулы), чёткая структура формообразования. В индейском муз. фольклоре различаются два своеобразных пласта: музыка жителей горных районов, по характеру сдержанная, неск. суровая, и музыка обитателей равнинной части страны - более жизнерадостная. Богат инструментарий индейцев. Насчитывается св. 20 типов дух. инструментов, среди них - кена (продольная флейта, имеющая от 2 до 6 отверстий, изготовляется чаще из тростника и костей животных), тарка (продольная флейта, отличается от кена размером, тембром), эрке (большая труба, длина её достигает 3 м), сикус (на яз. аймара; антара на яз. кечуа; разновидность флейты Пана, обычно двухрядная, число трубочек колеблется от 6 до 20, размер - от миниатюрной до 1,5 м). Из ударных бытуют всевозможные барабаны - путука, уанара, тинтайа и др. Проникновению в индейскую музыку струн. инструментов способствовали испанцы.

Музыка болив. креолов (общая для всех креолов Юж. Америки) сложилась под влиянием испан. музыки. В Боливии популярны креольские танцы - самакуэка (куэка), гато, маринера. Из песенных жанров широко известны лирич. песни: ярави (самобытная, отличающаяся от индейской того же названия), тристе и др. Любимый музыкальный инструмент креолов - гитара (6-струнная, испанская). Встречаются также диатоническая арфа и чаранго (сельская гитара, имеющая 5 двойных струн и иную, чем обычная гитара, настройку). В ансамблевой игре чаранго зачастую поручается наряду с аккомпанементом мелодическая линия (гитара используется только как аккомпанирующий инструмент).

В Ла-Пасе работают Нац. консерватория (осн. 1908), Нац. симф. оркестр (осн. 1940).

Среди проф. композиторов Боливии - Э. Каба, автор многочисл. вок., хор., инстр. произв., в т. ч. балета "Кольяна", симф. поэм "Потоси", "Ильимани"; Т. Варгас - композитор, фольклорист; X. М. В. Майдана - композитор и дирижёр, автор 4 балетов, симф. произв., театр. музыки; А. Г. Браво - композитор и музыковед и др.

Литература: Bйclard-d'Harcourt M., La musique indienne chez les anciens civilisйs d'Amйrique, pt. II - Le folklore musical de la rйgion andine. Equator, Pйrou, Bolivie (1920), в кн.: L avignac A., Histoire de la musique, P., 1922, p. 3353-71; Vargas T., Aires Nacionales de Bolivia, v. 1-3, La Paz, 1940; Slonimsky N., Bolivia, в его кн.: Music of Latin America, N. Y., 1945.

реклама

вам может быть интересно

Контральто Опера, вокал, пение
Кобыз Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Пифагоров строй Термины и понятия
Полимодальность Термины и понятия
Мейстерзингер Национальные культуры
Формализм Термины и понятия
Электронная музыка Течения в искусстве
Интерпретация Термины и понятия
Rallentando, раллентaндо Термины и понятия
Пуантилизм Термины и понятия
Литургия Церковная музыка

Реклама

Категории словаря

национальные культуры

просмотры: 3699
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть