Боливийская музыка

Муз. иск-во Боливии представлено музыкой коренных жителей страны - индейцев, а также музыкой креолов. Индейский муз. фольклор самобытен и разнообразен. Распространены лирич. песенные жанры: багуала, ярави, видала, уанка. Популярны также сопровождающие танцы инструментальные наигрыши - уайно, уайнито.

Индейская музыка осн. на пентатонике, причём используются все 5 её видов. Для песен, танцев типична двудольность. Индейской музыке свойственна ритмич. определённость (существуют свои ритмич. формулы), чёткая структура формообразования. В индейском муз. фольклоре различаются два своеобразных пласта: музыка жителей горных районов, по характеру сдержанная, неск. суровая, и музыка обитателей равнинной части страны - более жизнерадостная. Богат инструментарий индейцев. Насчитывается св. 20 типов дух. инструментов, среди них - кена (продольная флейта, имеющая от 2 до 6 отверстий, изготовляется чаще из тростника и костей животных), тарка (продольная флейта, отличается от кена размером, тембром), эрке (большая труба, длина её достигает 3 м), сикус (на яз. аймара; антара на яз. кечуа; разновидность флейты Пана, обычно двухрядная, число трубочек колеблется от 6 до 20, размер - от миниатюрной до 1,5 м). Из ударных бытуют всевозможные барабаны - путука, уанара, тинтайа и др. Проникновению в индейскую музыку струн. инструментов способствовали испанцы.

Музыка болив. креолов (общая для всех креолов Юж. Америки) сложилась под влиянием испан. музыки. В Боливии популярны креольские танцы - самакуэка (куэка), гато, маринера. Из песенных жанров широко известны лирич. песни: ярави (самобытная, отличающаяся от индейской того же названия), тристе и др. Любимый музыкальный инструмент креолов - гитара (6-струнная, испанская). Встречаются также диатоническая арфа и чаранго (сельская гитара, имеющая 5 двойных струн и иную, чем обычная гитара, настройку). В ансамблевой игре чаранго зачастую поручается наряду с аккомпанементом мелодическая линия (гитара используется только как аккомпанирующий инструмент).

В Ла-Пасе работают Нац. консерватория (осн. 1908), Нац. симф. оркестр (осн. 1940).

Среди проф. композиторов Боливии - Э. Каба, автор многочисл. вок., хор., инстр. произв., в т. ч. балета "Кольяна", симф. поэм "Потоси", "Ильимани"; Т. Варгас - композитор, фольклорист; X. М. В. Майдана - композитор и дирижёр, автор 4 балетов, симф. произв., театр. музыки; А. Г. Браво - композитор и музыковед и др.

Литература: Bйclard-d'Harcourt M., La musique indienne chez les anciens civilisйs d'Amйrique, pt. II - Le folklore musical de la rйgion andine. Equator, Pйrou, Bolivie (1920), в кн.: L avignac A., Histoire de la musique, P., 1922, p. 3353-71; Vargas T., Aires Nacionales de Bolivia, v. 1-3, La Paz, 1940; Slonimsky N., Bolivia, в его кн.: Music of Latin America, N. Y., 1945.

реклама

вам может быть интересно

Оберек Музыкальные жанры
Литургическая драма Церковная музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Ситар Музыкальные инструменты
Римская школа Термины и понятия
Мозаика Музыкальные жанры
Нидерландская музыка Национальные культуры
Стиль музыкальный Термины и понятия
Переменные функции Термины и понятия
A cappella, а капелла Термины и понятия
Конкурсы балетные Балет и танец
Общества музыкальные Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

национальные культуры

просмотры: 3283
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть