Механические музыкальные инструменты

Категории словаря

Инструменты, снабжённые техническими приспособлениями для исполнения зафиксированных произведений или наигрышей без непосредственного участия музыкантов. М. м. и. бывают различных конструкций и форм - от маленьких примитивных перстней-печаток, табакерок, шкатулок, кукол, часов-будильников до сложных по устройству стационарных напольных часов, оркестрионов, башенных курантов, "озвученных" карет. По способу "записи" и воспроизведения звуков М. м. и. делятся на 2 группы: действующие посредством вала с штифтами и работающие с помощью бумажной (картонной) ленты или металлического диска с перфорацией. Штифты и перфорации размещаются в определённой последовательности и представляют собой механическую "запись" музыки. Источником звука М. м. и. служат флейтовые и язычковые органные трубы с мехом, металлич. гребёнка с зубьями разной длины, набор настроенных колоколов, звонки, струны, барабаны. Подавляющее большинство М. м. и. снабжено только однотипным звучащим элементом (чаще всего гребёнкой или трубками), но существуют и сложные конструкции, где комбинируются различные их виды. Вал, лента, диск приводятся в движение простым ручным или ножным способом, при помощи заводного часового механизма, гиревой тяги, колеса катящейся кареты, позже - электромотора, а в далёком прошлом - водяного привода. Вращающийся вал зацепляет штифтами зубья гребёнки, ударники колоколов, звонков, струн и барабанов, приводит в действие смычки или нажимает на клапаны, открывающие доступ воздуха к трубам, в результате чего возникает звук. Движущиеся лента и диск взаимодействуют с молоточковой и пневматич. механикой; звук здесь образуется во время прохождения отверстия над струной или каналом, всасывающим воздух.

Репертуар М. м. и. зависел от степени сложности и совершенства конструкции инструмента. Он состоял из перезвонов, наигрышей, бытовой и развлекательной музыки - модных песенок, танцев, пьесок, а также отдельных номеров из популярных опер, оперетт и др. произв. крупных форм в упрощённой аранжировке. Исполнение музыки носило механистичный, лишённый выразительности и оттенков характер, т.к. постепенное усиление или ослабление звучности в М. м. и. было невозможно. Только в инструментах типа оркестриона автоматич. переключение звуков с флейтовых труб на язычковые и наоборот позволяло приглушать общее звучание.

Первые сведения о М. м. и. относятся к 16 в. Особенно много систем М. м. и., включая автоматические, действующие при опускании в них монет, появилось в конце 19 - нач. 20 вв.; применялись они в трактирах, ресторанах, различных увеселительных заведениях и в мещанско-купеческом быту. Наиболее совершенные виды М. м. и., в частности часы с органом, встречались в домах знати. Широкое распространение в это время получила шарманка, на к-рой играли бродячие музыканты. К числу М. м. и. относят также пианолу, фонолу, вельте-миньон, являющиеся, однако, лишь аппаратами, с помощью к-рых осуществлялась механическая игра на обычном фп. (аппарат приставлялся к клавиатуре или монтировался в инструмент). Наибольшую ценность представлял вельте-миньон, снабжённый механикой, позволявшей не только проигрывать, но и записывать на бумажную ленту игру пианистов с сохранением индивидуальных особенностей их исполнения.

С появлением граммофона, а затем радиомагнитофонной аппаратуры М. м. и. вышли из употребления.

К. А. Вертков

реклама

вам может быть интересно

Постановка голоса Опера, вокал, пение
Одесса Города

рекомендуем

смотрите также

Гальярда Музыкальные жанры
Дойна Национальные культуры
Легенда Музыкальные жанры
Революционная песня Музыкальные жанры
Гармония Термины и понятия
Cantus firmus, кантус фирмус Термины и понятия
Лезгинка Музыкальные жанры
Академизм Течения в искусстве
Эфы Музыкальные инструменты

Реклама