Народный танец

Один из древнейших видов народного искусства. Н. т. складывался и развивался под влиянием географии., историч. и социальных условий жизни народа. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с др. видами искусства, главным образом с музыкой. Н. т. - неотъемлемая часть нар. обрядов и празднеств. В Китае, Индии и др. странах Востока с глубокой древности были распространены муз.-танц. и пантомимич. ритуальные представления. Позднее танц. пантомимы стали частью нар. представлений на праздниках, ярмарках и др. Из нар. обрядов сложились хороводы и др. обрядовые танцы (цейлонский - огня, норв. - с факелами, славянские хороводы, исполняемые при "завивании берёзки", плетении венков, зажигании костров).

Постепенно, отходя от обрядовых действий, Н. т. наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, обобщали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: танец бизона у североамер. индейцев, индонез. - пенчак (тигр), якут. танец медведя, памирский - орла, кит., инд. - павлина, фин. - бычка, рус. танцы журавль, гусачок, норв. - петушиный бой и др. У народов, занимавшихся земледелием, возникали танцы на темы сел. труда [латв. - танец жнецов, белорус. - лянок, молд. - поама (виноград), узб. - шелкопряд, пахта (хлопок), гуцульский - дровосеков и др.]. С появлением ремесленного и фабричного труда возникали новые нар. танцы: эст. - сапожников, укр. - бондарей, нем. - стеклодувов, карельский - "так ткут сукно" и др. В нар. танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя ("пиррические" пляски древних греков, сочетавшие танц. искусство с фехтовальными приёмами, груз. - хоруми, берикаоба, шотл. - с мечами, казачьи пляски и др.). Большое место в танц. творчестве занимает тема любви. У первобытных народов танец нередко имел откровенно эротич. характер, в процессе эволюции появились танцы, выражавшие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (груз. - картули, рус. - байновская кадриль, польский - мазур и др.).

Н. т. - результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художеств. уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танц. традиции, пластич. язык, особая координация движений, приёмы соотношения движения с музыкой. У одних народов акцент движения совпадает с сильной долей такта, у других (напр., у венгров) - падает на слабую (синкопированное движение); у одних построение танц. фразы синхронно музыкальной, у других (напр., у болгар) - несинхронно; при 8-тактовой муз. фразе танц. фраза может строиться на 7 или 6 тактах. Танцы народов Зап. Европы основываются на движении ног (руки и корпус как бы им аккомпанируют), в танцах же народов Ср. Азии и др. стран Востока осн. значение уделяется движению рук и корпуса. В Н. т. главенствует ритмич. начало, которое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон колец, бубенчиков, прикреплённых к ногам, и др.). Многие танцы исполняются под аккомпанемент нар. инструментов, которые танцовщики держат в руках (кастаньеты, тамбурин, барабан, дойра, гармошка, балалайка и др.). Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платки, шляпы, блюда, пиалы, чаши, блюдца и др.). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода рус. и груз. танцовщиц помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение - отбивка по голенищу в рус. и венг. танце - обусловливается наличием жёстких сапог, и др.

Развитие Н. т. в Сов. Союзе, его расцвет и популярность способствовали возникновению новой сценич. Формы - ансамблей Н. т. Так, в 1937 был создан Ансамбль Н. т. СССР, утвердивший в проф. хореографии сценич. Н. т. Этот танец отличается от утвердившегося на проф. сцене с нач. 19 в. характерного танца (характерный танец унифицирует нац. стиль, подчиняет его условному балетному танцу). В республиках Сов. Союза созданы проф. ансамбли Н. т. и ансамбли песни и пляски.

На основе опыта Сов. Союза возникают любительские нар. и проф. ансамбли и коллективы нар. сценич. танца в странах Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии (см. Танец, Бальный танец).

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Магнитофон Музыкальные инструменты
Контрабас Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Африканская музыка Национальные культуры
Курай Музыкальные инструменты
Латвийский балет Балет и танец
Трещотка Музыкальные инструменты
Фразировка Термины и понятия
Баритон Опера, вокал, пение
Мексиканский балет Балет и танец
Бубен Музыкальные инструменты
Регтайм Музыкальные жанры

Реклама

Категории словаря

балет и танец

просмотры: 3548
добавлено: 14.07.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть