Югославский балет

Югославское балетное искусство опирается на музыкально-танц. культуры народов, населяющих страну (сербов, хорватов, словенцев, македонцев и др.). Проф. балет начал формироваться сравнительно поздно (в кон. 19 - 1-й четв. 20 вв.).

В 1870-90-х гг. в Загребе неоднократно выступали иностр. артисты балета (напр., П. Коронелли и И. Фрейзингер). Они также ставили балетные сцены в оперных спектаклях местной труппы. Первый многоактный балет - "Фея кукол", пост. в хорватском Нац. театре венский балетм. Л. Гундлах в 1892 силами драматич. артистов. В 1894 здесь была создана небольшая балетная труппа, приглашены итал. балерина Э. Грондоне и балетмейстер О. Бартик. Труппа выступала в операх и показала несколько балетов: "Коппелию" (1895); "Любовь буршей" (1895) и "Венский вальс" (1897) Байера, "Жизель" (1897) и др. В 1898 пост. первые нац. балеты "Ель" Адамовича-Чепинского, "На Плитвицких озёрах" Альбини. В последующие годы труппа выступала только в операх и опереттах.

В открытом в 1863 (сначала как драматич.) белградском Нац. театре также проходили гастроли иностр. балетных трупп. После образования югославского государства в 1918 первым начал работу балетный ансамбль при оперном театре в Любляне под руководством чеха В. Влчека.

В 1920-30-х гг. Ю. б. развивался под сильным влиянием рус. хореографич. искусства. В 1921 в Загреб были приглашены рус. артисты Марг. и Макс. Фроман. Марг. Фроман пост. силами артистов театра и учеников своей школы балеты: "Видение ночи" на муз. Шопена, "Лебединое озеро", "Коппелия" (все - 1921), "Шехеразада", "Половецкие пляски" (оба - 1922), "Петрушка" (1923), "Карнавал" (1924), "Пан Твардовский" (1929); "Кувшин" Казеллы, "Ящик с игрушками" (1927), "Сказка о Гонзе" Недбала (1931); "Щелкунчик" (1932); "Никотина" Новака (1936), "Послеполуденный отдых фавна" (1941) и др. Наиболее известными артистами этой группы в 20-30-х гг. были: О. Орлова, П. Худи, З. Ланович, М. Сенян, В. Ваич, М. Африч, Дж. Джурджан, А. Ройе, М. Чорак-Славенска, И. Крамершек, О. Хармош, И. Кавур, Р. Зубчич, Г. Скригин, З. Пинтар, К. Кокич.

В Белграде большую педагогич. работу вела русская артистка Е. Полякова, с 1922 преподававшая в актёрско-хореографич. училище. Как балетмейстер здесь работала Марг. Фроман, поставившая в Нац. театре в 1927-31 балеты: "Раймонда", "Конёк-Горбунок", "Петрушка", "Треуголка", "Ящик с игрушками", "Жар-птица" и др., а также нац. югосл. балеты - "Пряничное сердце" (1927) и "Имбрек с носом" (1937) Барановича. Кроме неё, здесь осуществляли пост.: Полякова ("Шопениана", 1923), А. Фортунато ("Коппелия", 1924; "Лебединое озеро", 1925; "Жизель", 1926), А. Романовский, Б. Князев, Н. Кирсанова, Б. Романов. Значительным художественным явлением стали "Легенда об Иосифе" и "Тиль Уленшпигель" Р. Штрауса (1934) и балет "Чёрт в деревне" Лхотки (1938), поставленные Пиа и Пино Млакарами. Артист балета А. Жуковский в нач. 1930-х гг. создавал хореографич. композиции на основе югосл. нар. танцев. К кон. 30-х гг. балетная труппа Нац. театра в Белграде насчитывала ок. 60 человек. Ведущими артистами были: Н. Бошкович, М. Оленина-Драгович, А. Прелич, Д. Живанович, А. Жуковский, М. Ристич.

Народный театр в Любляне был создан в 1867, драматич. актёры исполняли танц. номера в его спектаклях. Впоследствии при нём существовала балетная труппа, участвовавшая поначалу только в оперных спектаклях. Одним из первых словенских хореографич. произв. была пантомима И. Ипавца "Муженёк", показанная в Любляне в 1912. Первый спектакль постоянного балетного ансамбля был показан в 1919. Руководили им в тот период главным образом иностр. балетмейстеры - В. Похан, Г. Поджолези, А. Тробиш, М. Тулякова, Влчек, часто сменявшие друг друга. В 1922 был пост. балет "Танцевальная легенда" Савина. В 1928-46 балетной труппой руководил П. Головин-Грессеров, который пост.: "Перед вратами вечности" на муз. Сибелиуса (1929), "Муженёк" (под назв. "Роковая ошибка доктора Бартоло", 1930), "Маска красной смерти" Остерца (1932), "Петрушка" (1935), "Щелкунчик" (1940), "Шехеразада" (1945). Среди артистов этого периода: Г. Бравничар, С. Янель, Э. Мохар, Б. Пилато, Д. Погачар, С. Полик, М. Ремшкар, Л. Визьякова, М. Кирбос.

После освобождения Югославии от нем.-фаш. захватчиков нар. власть начала оказывать поддержку всем видам искусства, в т. ч. и хореографическому. Почти во всех республиках были открыты хореографич. училища, создавались балетные труппы и нар. танц. ансамбли ("Коло", "Ладо" и др.).

Уже в 1945 была восстановлена балетная труппа Нац. театра в Белграде. В начале она показывала одноактные балеты. Значительным событием стала постановка Марг. Фроман "Охридской легенды" (1947), много лет не сходившая со сцены. В это же время свои первые работы - "Коппелия" (1948) и "Ромео и Джульетта" (1948) осуществил молодой балетм. Д. Парлич, впоследствии создавший для этой труппы более 30 балетов, которые составили основу её репертуара, в т. ч.: "Пряничное сердце" (1955) и "Китайская сказка" Барановича (1955), "Чудесный мандарин" (1957); "Триптих" Коневича (1962), "Охридская легенда" (1960); "Жоан из Цариссы" Эгка (1967), "Анна Каренина" Щедрина (1972), "Катерина Измайлова" Бручи (1977), "Ромео и Джульетта" (1979). Млакары пост. здесь новый югославский нац. балет: "Баллада о средневековой любви" (1950) и "Чёрт в деревне" Лхотки (1957). Балетм. В. Костич поставила: "Встреча в Луисвилле" на муз. Ибера, "Месть" Томази, "Вибрации" Фрибеца (1959), "Жар-птица" (1960), "Коппелия" (1963); "Питер-Пэн" Бьелинского, "Птица, не складывай свои крылья" Иосифа (1970), "Кармен" на муз. Бизе (1973); "Даринкин подарок" Христича (1974). Кроме того, в репертуар труппы входят балеты классич. наследия ("Лебединое озеро", "Жизель", "Щелкунчик"), сов. балеты ("Бахчисарайский фонтан", "Золушка"). Среди наиболее известных артистов Нац. театра в Белграде в 1950-60: Р. Парнел, В. Костич, К. Обрадович, Й. Бегоевич, М. Йованович, Д. Сифниос, Б. Маркович, Д. Трнинич, С. Гребельдингер, Ж. Пребил. С 1976 худ. рук. балетной труппы - К. Обрадович. Ведущие солисты: В. Джорджевич, Т. Тонич, И. Лукатели, Л. Пилипенко; Р. Вучич, Б. Младенович, Д. Симич, А. Израиловски. Др. балетная труппа Сербии была организована в Нови-Саде в 1950 М. Олениной на основе танц. группы Центрального дома Югославской Народной армии. Кроме Олениной здесь работали балетм.: М. Кирбос, Г. Македонский, Млакары, В. Костич, К. Тот. Репертуар труппы состоит из балетов классич. наследия ("Раймонда", "Лебединое озеро", "Жизель"), нац. балетов ("Охридская легенда", "Чёрт в деревне", "Пряничное сердце"), балетов сов. композиторов ("Бахчисарайский фонтан", "Ромео и Джульетта", "Золушка"). За последние годы пост. балеты совр. югосл. композиторов: "Триптих" Коневича, "Человек в зеркале" Келемена и др. Среди артистов, внёсших вклад в развитие балета в Нови-Саде: Э. Марияш, М. Попович, Д. Израиловски, Е. Прокич, С. Израилевски, Ф. Хаек. В Загребе в годы 2-й мировой войны балетная труппа Хорватского нац. театра спектаклей не давала. После освобождения Югославии её состав пополнился учениками школ Марг. Фроман и А. Ройе - О. Хармоша, среди которых были: Н. Биджин, С. Кастл, Ф. Елинчич, Н. Лхотка, В. Маркович, З. Тайзл, М. Шпаремблек, В. Сулич, Н. Сертич, Ж. Пребил, Д. Болдин. Труппой в этот период руководили М. Йованович, А. Ройе, Н. Хорват-Биджин. Были пост. балеты: "Рапсодия" на муз. Листа (1945), "Болеро", "Бахчисарайский фонтан" (1947), "Ромео и Джульетта" (1948), "Охридская легенда" (1949); "Испанский час" на муз. де Фалья (1952), "Классическая симфония" на муз. Прокофьева (1953) и др. В 1956 балетная труппа стала самостоятельной и её возглавила С. Кастл. Репертуар включает балеты: "Спящая красавица", "Чудесный мандарин", "Золушка", "Жар-птица", "Тщетная предосторожность", "Петрушка", "Щелкунчик", "Лебединое озеро", произв. югосл. комп. Келемена, К. Фрибеца, Барановича и др. В 70-х гг. труппу возглавлял С. Павлетич, с 1977 - Д. Новак; ведущие артисты: В. Буторац (прима-балерина), Д. Новак, И. Жунац, Д. Лудвиг, С. Мурадори, М. Скорупски, М. Викич, С. Лебен, Ш. Фуриян. В Хорватии балетные труппы существуют также в Сплите (с 1945), Риеке (с 1946) и в Осиеке (с 1947).

Основным балетным коллективом Словении является труппа Люблянской оперы. Ею в 1946-60 (с перерывами) руководили Млакары, поставившие балеты: "Маленькая балерина" на сб. муз., "Игра в карты" и "Творения Прометея" (оба - 1947), "Байка про Лису..." (1958), "Охридская легенда" (1949), "Коппелия" (1953), "Золушка" (1959). В 1960-72 труппой руководил Х. Неубауэр, с 1972 - К. Тот и Б. Шмидт, затем - М. Ерас. Здесь были пост. балеты: "Бахчисарайский фонтан"; "Отелло" Блахера, "Жар-птица", "Каменный цветок", "Петрушка", "Спящая красавица", "Жизель", "Ромео и Джульетта", "Тщетная предосторожность", "Послеполуденный отдых фавна", "Лебединое озеро", "Шопениана", "Кармен-сюита", "Эсмеральда", "Щелкунчик", а также ряд балетов словенских композиторов и мн. др. Ведущие солисты: С. и Ш. Полик, Т. Ремшкар, Л. Липовж-Сотлар, В. Млакар, М. Севник, Я. Меяч, В. Волпи, Х. Неубауэр, М. Врховец, Л. Странич, М. и В. Видмар, В. Дедович и др. Кроме люблянской труппы, в Словении имеется небольшая балетная труппа в Мариборе (с 1945).

Македонская опера в Скопье была основана в 1948. При ней были организованы балетная труппа (15 человек) и балетная студия. Руководителем труппы стал Г. Македонский. В 1949 труппа показала премьеру "Бахчисарайского фонтана", а затем последовали "Болеро" и "Франческа да Римини" в постановке Македонского, "Македонская повесть" (первый нац. балет, комп. Г. Смокварский, балетм. Д. Парлич), "Балерина и разбойник" на муз. Моцарта, "Приглашение к танцу" на муз. Вебера и "Шехеразада" (балетм. А. Доброхотов), "Коппелия" и "Спящая красавица" в пост. Н. Кирсановой. С сер. 60-х гг. труппой руководила И. Ивеля. Были поставлены балеты "Жизель" (балетм. Н. Кирсанова), "Ромео и Джульетта" (балетм. Д. Парлич), "Отелло" Я. Гануша (балетм. М. Кура). Среди солистов труппы - Н. Пенушлиска, Е. Паковска.

Балетная труппа Боснии и Герцеговины при оперном театре в Сараеве была создана в 1950. Первым балетным спектаклем была "Жатва" Папандопуло (балетм. Н. Кирсанова). Репертуар труппы включает классич. балеты ("Лебединое озеро", "Спящая красавица" и др.), югосл. нац. балеты и ряд балетов широко известных композиторов - Б. Бартока, М. де Фалья, В. Эгка и др. Среди артистов, оказавших значит. влияние на развитие балета в Сараеве, - К. Коцка и А. Маринич. В 1972 была создана Балетная труппа Косова при драматич. театре в Приштине.

Гос. балетные школы в Югославии имеются в Белграде (с 1947), Загребе (с 1949), Риеке (при театре), Любляне (с 1948), Скопье (с 1948), в Сараеве - студия при театре, Мариборе (с 1946), Нови-Саде (с 1947), Сплите (с 1968).

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Терменвокс Музыкальные инструменты
Рог Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Песня Музыкальные жанры
Legato, легато Термины и понятия
Церковная музыка Музыкальные жанры
Полька Музыкальные жанры
Pas saute, па соте Балет и танец
Kyrie eleison, кирие элeйсон Церковная музыка
Просвещение Балет и танец
Предъём Термины и понятия
Увеличенные интервалы Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 2426
добавлено: 17.07.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть