Югославский балет

Югославское балетное искусство опирается на музыкально-танц. культуры народов, населяющих страну (сербов, хорватов, словенцев, македонцев и др.). Проф. балет начал формироваться сравнительно поздно (в кон. 19 - 1-й четв. 20 вв.).

В 1870-90-х гг. в Загребе неоднократно выступали иностр. артисты балета (напр., П. Коронелли и И. Фрейзингер). Они также ставили балетные сцены в оперных спектаклях местной труппы. Первый многоактный балет - "Фея кукол", пост. в хорватском Нац. театре венский балетм. Л. Гундлах в 1892 силами драматич. артистов. В 1894 здесь была создана небольшая балетная труппа, приглашены итал. балерина Э. Грондоне и балетмейстер О. Бартик. Труппа выступала в операх и показала несколько балетов: "Коппелию" (1895); "Любовь буршей" (1895) и "Венский вальс" (1897) Байера, "Жизель" (1897) и др. В 1898 пост. первые нац. балеты "Ель" Адамовича-Чепинского, "На Плитвицких озёрах" Альбини. В последующие годы труппа выступала только в операх и опереттах.

В открытом в 1863 (сначала как драматич.) белградском Нац. театре также проходили гастроли иностр. балетных трупп. После образования югославского государства в 1918 первым начал работу балетный ансамбль при оперном театре в Любляне под руководством чеха В. Влчека.

В 1920-30-х гг. Ю. б. развивался под сильным влиянием рус. хореографич. искусства. В 1921 в Загреб были приглашены рус. артисты Марг. и Макс. Фроман. Марг. Фроман пост. силами артистов театра и учеников своей школы балеты: "Видение ночи" на муз. Шопена, "Лебединое озеро", "Коппелия" (все - 1921), "Шехеразада", "Половецкие пляски" (оба - 1922), "Петрушка" (1923), "Карнавал" (1924), "Пан Твардовский" (1929); "Кувшин" Казеллы, "Ящик с игрушками" (1927), "Сказка о Гонзе" Недбала (1931); "Щелкунчик" (1932); "Никотина" Новака (1936), "Послеполуденный отдых фавна" (1941) и др. Наиболее известными артистами этой группы в 20-30-х гг. были: О. Орлова, П. Худи, З. Ланович, М. Сенян, В. Ваич, М. Африч, Дж. Джурджан, А. Ройе, М. Чорак-Славенска, И. Крамершек, О. Хармош, И. Кавур, Р. Зубчич, Г. Скригин, З. Пинтар, К. Кокич.

В Белграде большую педагогич. работу вела русская артистка Е. Полякова, с 1922 преподававшая в актёрско-хореографич. училище. Как балетмейстер здесь работала Марг. Фроман, поставившая в Нац. театре в 1927-31 балеты: "Раймонда", "Конёк-Горбунок", "Петрушка", "Треуголка", "Ящик с игрушками", "Жар-птица" и др., а также нац. югосл. балеты - "Пряничное сердце" (1927) и "Имбрек с носом" (1937) Барановича. Кроме неё, здесь осуществляли пост.: Полякова ("Шопениана", 1923), А. Фортунато ("Коппелия", 1924; "Лебединое озеро", 1925; "Жизель", 1926), А. Романовский, Б. Князев, Н. Кирсанова, Б. Романов. Значительным художественным явлением стали "Легенда об Иосифе" и "Тиль Уленшпигель" Р. Штрауса (1934) и балет "Чёрт в деревне" Лхотки (1938), поставленные Пиа и Пино Млакарами. Артист балета А. Жуковский в нач. 1930-х гг. создавал хореографич. композиции на основе югосл. нар. танцев. К кон. 30-х гг. балетная труппа Нац. театра в Белграде насчитывала ок. 60 человек. Ведущими артистами были: Н. Бошкович, М. Оленина-Драгович, А. Прелич, Д. Живанович, А. Жуковский, М. Ристич.

Народный театр в Любляне был создан в 1867, драматич. актёры исполняли танц. номера в его спектаклях. Впоследствии при нём существовала балетная труппа, участвовавшая поначалу только в оперных спектаклях. Одним из первых словенских хореографич. произв. была пантомима И. Ипавца "Муженёк", показанная в Любляне в 1912. Первый спектакль постоянного балетного ансамбля был показан в 1919. Руководили им в тот период главным образом иностр. балетмейстеры - В. Похан, Г. Поджолези, А. Тробиш, М. Тулякова, Влчек, часто сменявшие друг друга. В 1922 был пост. балет "Танцевальная легенда" Савина. В 1928-46 балетной труппой руководил П. Головин-Грессеров, который пост.: "Перед вратами вечности" на муз. Сибелиуса (1929), "Муженёк" (под назв. "Роковая ошибка доктора Бартоло", 1930), "Маска красной смерти" Остерца (1932), "Петрушка" (1935), "Щелкунчик" (1940), "Шехеразада" (1945). Среди артистов этого периода: Г. Бравничар, С. Янель, Э. Мохар, Б. Пилато, Д. Погачар, С. Полик, М. Ремшкар, Л. Визьякова, М. Кирбос.

После освобождения Югославии от нем.-фаш. захватчиков нар. власть начала оказывать поддержку всем видам искусства, в т. ч. и хореографическому. Почти во всех республиках были открыты хореографич. училища, создавались балетные труппы и нар. танц. ансамбли ("Коло", "Ладо" и др.).

Уже в 1945 была восстановлена балетная труппа Нац. театра в Белграде. В начале она показывала одноактные балеты. Значительным событием стала постановка Марг. Фроман "Охридской легенды" (1947), много лет не сходившая со сцены. В это же время свои первые работы - "Коппелия" (1948) и "Ромео и Джульетта" (1948) осуществил молодой балетм. Д. Парлич, впоследствии создавший для этой труппы более 30 балетов, которые составили основу её репертуара, в т. ч.: "Пряничное сердце" (1955) и "Китайская сказка" Барановича (1955), "Чудесный мандарин" (1957); "Триптих" Коневича (1962), "Охридская легенда" (1960); "Жоан из Цариссы" Эгка (1967), "Анна Каренина" Щедрина (1972), "Катерина Измайлова" Бручи (1977), "Ромео и Джульетта" (1979). Млакары пост. здесь новый югославский нац. балет: "Баллада о средневековой любви" (1950) и "Чёрт в деревне" Лхотки (1957). Балетм. В. Костич поставила: "Встреча в Луисвилле" на муз. Ибера, "Месть" Томази, "Вибрации" Фрибеца (1959), "Жар-птица" (1960), "Коппелия" (1963); "Питер-Пэн" Бьелинского, "Птица, не складывай свои крылья" Иосифа (1970), "Кармен" на муз. Бизе (1973); "Даринкин подарок" Христича (1974). Кроме того, в репертуар труппы входят балеты классич. наследия ("Лебединое озеро", "Жизель", "Щелкунчик"), сов. балеты ("Бахчисарайский фонтан", "Золушка"). Среди наиболее известных артистов Нац. театра в Белграде в 1950-60: Р. Парнел, В. Костич, К. Обрадович, Й. Бегоевич, М. Йованович, Д. Сифниос, Б. Маркович, Д. Трнинич, С. Гребельдингер, Ж. Пребил. С 1976 худ. рук. балетной труппы - К. Обрадович. Ведущие солисты: В. Джорджевич, Т. Тонич, И. Лукатели, Л. Пилипенко; Р. Вучич, Б. Младенович, Д. Симич, А. Израиловски. Др. балетная труппа Сербии была организована в Нови-Саде в 1950 М. Олениной на основе танц. группы Центрального дома Югославской Народной армии. Кроме Олениной здесь работали балетм.: М. Кирбос, Г. Македонский, Млакары, В. Костич, К. Тот. Репертуар труппы состоит из балетов классич. наследия ("Раймонда", "Лебединое озеро", "Жизель"), нац. балетов ("Охридская легенда", "Чёрт в деревне", "Пряничное сердце"), балетов сов. композиторов ("Бахчисарайский фонтан", "Ромео и Джульетта", "Золушка"). За последние годы пост. балеты совр. югосл. композиторов: "Триптих" Коневича, "Человек в зеркале" Келемена и др. Среди артистов, внёсших вклад в развитие балета в Нови-Саде: Э. Марияш, М. Попович, Д. Израиловски, Е. Прокич, С. Израилевски, Ф. Хаек. В Загребе в годы 2-й мировой войны балетная труппа Хорватского нац. театра спектаклей не давала. После освобождения Югославии её состав пополнился учениками школ Марг. Фроман и А. Ройе - О. Хармоша, среди которых были: Н. Биджин, С. Кастл, Ф. Елинчич, Н. Лхотка, В. Маркович, З. Тайзл, М. Шпаремблек, В. Сулич, Н. Сертич, Ж. Пребил, Д. Болдин. Труппой в этот период руководили М. Йованович, А. Ройе, Н. Хорват-Биджин. Были пост. балеты: "Рапсодия" на муз. Листа (1945), "Болеро", "Бахчисарайский фонтан" (1947), "Ромео и Джульетта" (1948), "Охридская легенда" (1949); "Испанский час" на муз. де Фалья (1952), "Классическая симфония" на муз. Прокофьева (1953) и др. В 1956 балетная труппа стала самостоятельной и её возглавила С. Кастл. Репертуар включает балеты: "Спящая красавица", "Чудесный мандарин", "Золушка", "Жар-птица", "Тщетная предосторожность", "Петрушка", "Щелкунчик", "Лебединое озеро", произв. югосл. комп. Келемена, К. Фрибеца, Барановича и др. В 70-х гг. труппу возглавлял С. Павлетич, с 1977 - Д. Новак; ведущие артисты: В. Буторац (прима-балерина), Д. Новак, И. Жунац, Д. Лудвиг, С. Мурадори, М. Скорупски, М. Викич, С. Лебен, Ш. Фуриян. В Хорватии балетные труппы существуют также в Сплите (с 1945), Риеке (с 1946) и в Осиеке (с 1947).

Основным балетным коллективом Словении является труппа Люблянской оперы. Ею в 1946-60 (с перерывами) руководили Млакары, поставившие балеты: "Маленькая балерина" на сб. муз., "Игра в карты" и "Творения Прометея" (оба - 1947), "Байка про Лису..." (1958), "Охридская легенда" (1949), "Коппелия" (1953), "Золушка" (1959). В 1960-72 труппой руководил Х. Неубауэр, с 1972 - К. Тот и Б. Шмидт, затем - М. Ерас. Здесь были пост. балеты: "Бахчисарайский фонтан"; "Отелло" Блахера, "Жар-птица", "Каменный цветок", "Петрушка", "Спящая красавица", "Жизель", "Ромео и Джульетта", "Тщетная предосторожность", "Послеполуденный отдых фавна", "Лебединое озеро", "Шопениана", "Кармен-сюита", "Эсмеральда", "Щелкунчик", а также ряд балетов словенских композиторов и мн. др. Ведущие солисты: С. и Ш. Полик, Т. Ремшкар, Л. Липовж-Сотлар, В. Млакар, М. Севник, Я. Меяч, В. Волпи, Х. Неубауэр, М. Врховец, Л. Странич, М. и В. Видмар, В. Дедович и др. Кроме люблянской труппы, в Словении имеется небольшая балетная труппа в Мариборе (с 1945).

Македонская опера в Скопье была основана в 1948. При ней были организованы балетная труппа (15 человек) и балетная студия. Руководителем труппы стал Г. Македонский. В 1949 труппа показала премьеру "Бахчисарайского фонтана", а затем последовали "Болеро" и "Франческа да Римини" в постановке Македонского, "Македонская повесть" (первый нац. балет, комп. Г. Смокварский, балетм. Д. Парлич), "Балерина и разбойник" на муз. Моцарта, "Приглашение к танцу" на муз. Вебера и "Шехеразада" (балетм. А. Доброхотов), "Коппелия" и "Спящая красавица" в пост. Н. Кирсановой. С сер. 60-х гг. труппой руководила И. Ивеля. Были поставлены балеты "Жизель" (балетм. Н. Кирсанова), "Ромео и Джульетта" (балетм. Д. Парлич), "Отелло" Я. Гануша (балетм. М. Кура). Среди солистов труппы - Н. Пенушлиска, Е. Паковска.

Балетная труппа Боснии и Герцеговины при оперном театре в Сараеве была создана в 1950. Первым балетным спектаклем была "Жатва" Папандопуло (балетм. Н. Кирсанова). Репертуар труппы включает классич. балеты ("Лебединое озеро", "Спящая красавица" и др.), югосл. нац. балеты и ряд балетов широко известных композиторов - Б. Бартока, М. де Фалья, В. Эгка и др. Среди артистов, оказавших значит. влияние на развитие балета в Сараеве, - К. Коцка и А. Маринич. В 1972 была создана Балетная труппа Косова при драматич. театре в Приштине.

Гос. балетные школы в Югославии имеются в Белграде (с 1947), Загребе (с 1949), Риеке (при театре), Любляне (с 1948), Скопье (с 1948), в Сараеве - студия при театре, Мариборе (с 1946), Нови-Саде (с 1947), Сплите (с 1968).

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Капельмейстер Термины и понятия
Болонская школа Течения в искусстве

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Поклон Балет и танец
Ариозо Опера, вокал, пение
Металлофоны Музыкальные инструменты
Ричеркар Музыкальные жанры
Стиль музыкальный Термины и понятия
Аранжировка Термины и понятия
Exercice, экзерсис Балет и танец
Голос Термины и понятия
Прага Города

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 2151
добавлено: 17.07.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть