Алфавит музыкальный

Алфавит музыкальный - буквенная система обозначения звуков разл. высоты. Возникла не позднее 3 в. до н.э. в Др. Греции, где существовали две системы А. м. В более раннюю инстр. систему входили буквы греч. и финикийского алфавитов. В более поздней вок. системе использовались только греч. буквы в алфавитном порядке, соответствовавшем нисходящему звукоряду.

Др.-греч. буквенная нотация употреблялась в Зап. Европе до 10 в. В период раннего средневековья возник и применялся наравне с ней способ обозначения звуков буквами лат. алфавита. Вначале диатонич. звукоряд, состоявший из двух певч. октав (А - а), обозначался буквами от А до Р. Позднее стали применять лишь первые семь букв. При этом способе нотация была следующей: А, В, С., D, E, F, G; а, b, с, d, e, f, g, aa. Позднее этот звукоряд был дополнен снизу звуком соль большой октавы, обозначавшимся буквой g (гамма) греческого алфавита. II ступень осн. звукоряда стала применяться в двух видах: высокая - звук си, называлась В durum (лат. - твёрдое) и обозначалась квадратным начертанием (см. Бекар); низкая - звук си-бемоль, называлась В mollis (лат. - мягкое) и обозначалась округлым начертанием (см. Бемоль). Со временем звук си стал обозначаться лат. буквой Н. После 12 в. ср.-век. система буквенной нотации была вытеснена невменным письмом и хоральной нотацией, однако в 14-18 вв. она возродилась в различных вариантах в органных и лютневых табулатурах.

В настоящее время диатонический звукоряд в пределах октавы имеет следующее буквенное обозначение:

image

В странах англ. языка эта система применяется с одним отступлением - сохранилось старинное обозначение звука си буквой b; си-бемоль при этом обозначается b flat (си мягкое).

Для записи знаков альтерации к буквам добавляются слоги: is - диез, es - бемоль, isis - дубль-диез, eses - дубль-бемоль. Исключение составляют звук си-бемоль, за к-рым сохранилось обозначение буквой b, звуки ми-бемоль и ля-бемоль, обозначающиеся соответственно слогами es и as. До-диез - cis, фа-дубль-диез - fisis, ре-бемоль - des, соль-дубль-бемоль - geses.

В странах англ. языка диез обозначается словом sharp, бемоль - словом flat, дубль-диез - словами double sharp, дубль-бемоль - словами double flat, до-диез - с sharp, фа-дубль-диез - f double sharp, ре-бемоль - d flat, соль-дубль-бемоль - g double flat.

Звуки большой октавы обозначаются прописными буквами, а малой - строчными. Для звуков других октав к буквам добавляются цифры или чёрточки, соответствующие по числу названиям октав:

до первой октавы - с1 или с'
ре второй октавы - d2 или d"
ми третьей октавы - е3 или е "'
фа четвёртой октавы - f4 или f""
до пятой октавы - с5 или с " "'
си контроктавы - Н1 или 1Н, или Н
ля субконтроктавы - А2 или А, или

image

Для обозначения тональностей к буквам добавляются слова: dur (мажор), moll (минор), причём для мажорных тональностей используются прописные буквы, а для минорных - строчные, например C-dur (до мажор), fis-moll (фа-диез минор) и т.п. При сокращённом способе написания прописные буквы (без добавлений) обозначают мажорные тональности и аккорды, а строчные - минорные.

С введением в муз. практику линейной нотной системы А. м. утратил своё первоначальное значение и сохранился как вспомогат. средство обозначения отд. звуков, аккордов и тональностей (преим. в муз.-теоретич. работах).

Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941; Bellermann Fr., Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen, В., 1847; Fortlage K., Das musikalische System der Griechen..., Lpz., 1847; Riemann H., Studien zur Geschichte der Notenschrift, Lpz., 1878; Monro D. В., Modes of Ancient Greekmusic, Oxf., 1894; Wolf J., Handbuch der Notationskunde, Bd 1-2, Lpz., 1913-19; Sachs C., Die griechische Instrumentalnotenschrift, "ZfMw", VI, 1924; его же, Die griechische Gesangsnotenschrift, "ZfMw", VII, 1925; Pоtirоn H., Origines de la notation alphabйtique, Revue grйgorienne", 1952, XXXI; Соrbin S., Valeur et sens de la notation alphabйtique a Jumiиges..., Rouen, 1955; Smits van Waesberghe J., Les origines de la notation alphabйtique au moyen вge, в сб.: Annuario musical XII, Barcelona, 1957; Barbour J. M., The principles of Greek notation, "JAMS", XIII, 1960.

В. А. Вахромеев

реклама

вам может быть интересно

Симфония Музыкальные жанры
Пекин Города

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Двойной канон Термины и понятия
Программная музыка Термины и понятия
Чилийский балет Балет и танец
Припев Опера, вокал, пение
Фанфара Термины и понятия
Соединенных Штатов Америки музыка Национальные культуры
Бриндизи Опера, вокал, пение
Звукозапись Термины и понятия
Гобой Музыкальные инструменты

Реклама



Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 9880
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть