Полиритмия

от греч. polus — многий и ритм

Сочетание в одновременности двух или неск. ритмич. рисунков. П. в широком смысле - объединение в многоголосии любых не совпадающих друг с другом ритмич. рисунков (напр., в одном голосе - четвертные, в другом - восьмые); противоположна моноритмии - ритмич. тождеству голосов. П. - явление, характерное для муз. культуры стран Африки и Востока (напр., сочетание разл. ритмов, исполняемых на ударных инструментах), а также общая норма для многоголосия европ. музыки; начиная с мотета 12-13 вв. - необходимое условие полифонии. П. в узком смысле - такое сочетание ритмич. рисунков по вертикали, когда в реальном звучании отсутствует соизмеряющая все голоса наименьшая временная единица (соединение бинарных делений с особыми видами ритмич. деления - триолями, квинтолями и т.п.); характерна для музыки Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, а также для А. Веберна, композиторов 50-60-х гг. 20 в.

А. Веберн. "Это - песня только для тебя", ор. 3 No 1.

Особым видом П. является полихронность (от греч. polus - многий и xronos - время) - сочетание голосов с разл. единицами измерения времени; отсюда полихронная имитация (в увеличении или уменьшении), полихронный канон, контрапункт. Полихронность с большим контрастом соизмеряющих единиц может производить впечатление политемповости, одноврем. сочетания голосов в разл. темпах (см. пример ниже). Полихронность присуща полифонии на cantus firmus, когда последний проводится более крупными длительностями, чем остальные голоса, и образует по отношению к ним контрастный временной план; широко распространена в музыке от раннего многоголосия до позднего барокко, в частности характерна для изоритмич. мотетов Г. де Машо и Ф. де Витри, для хоральных обработок И. С. Баха (органных, хоровых):

И. С. Бах. Хоральная прелюдия для органа "Nun freut euch, lieben Christen g'mein".

У композиторов нидерландской школы полихронность использовалась в канонах с неодинаковыми временными измерениями, "пропорциями" ("пропорциональный канон", по Л. Файнингеру). В 20 в. она применялась в поздних соч. Скрябина, композиторами новой венской школы, мн. композиторами 50-60-х гг.

A. H. Скрябин. 6-я соната для фп.

Одной из распространённых форм организации П. является полиметрия.

В. Н. Холопова

реклама

вам может быть интересно

Дрезден Города
Пантомима Музыкальные жанры

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Регент Церковная музыка
Фонизм Термины и понятия
Просодия Термины и понятия
Degage, дегаже Балет и танец
Attitude, аттитюд Балет и танец
Сольфеджио Термины и понятия
Соло Термины и понятия
Литургическая драма Церковная музыка
Австрийский балет Балет и танец
Отклонение Термины и понятия

Реклама



Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 5166
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть