Флажолеты

\1) Озвученные обертоны на струн. инструментах, звуки особого тембра: на смычковых - свистящие, напоминающие флейту, на щипковых - звенящие, холодно-прозрачные. Различаются Ф. натуральные и искусственные. Натуральные извлекаются при лёгком касании открытой струны в точках её деления на 2 (звучит октавой выше осн. тона открытой струны), на 3 (дуодецимой выше), на 4 части (квинтдецимой выше) и т. д. Искусственные Ф. на смычковых извлекаются на прижатой струне: один палец плотно ставится на струну, другой легко её касается в точке, отвечающей интервалу кварты (квартовый Ф., звучит квинтдецимой выше звука, к-рый издаёт прижатая струна), квинты (квинтовый Ф., звучит дуодецимой выше) и др. Натуральные Ф. обозначаются либо знаком о над нотой, показывающей реальную высоту звучания, либо ромбовидной нотой, обозначающей место прикосновения пальца к струне.

С. С. Прокофьев. Концерт для скрипки с оркестром M 1, часть 3.

М. Равель. "Цыганская рапсодия" для скрипки с оркестром.

Запись искусственных Ф. включает ноту, указывающую место прижатия струны, и ромбовидную ноту, обозначающую точку касания; часто выписывается также реально звучащая нота.

Нередко способ извлечения Ф. предоставляется исполнителю; в таких случаях под нотами пишут armonici, flautini, cloche, armonioso, sons harmoniques, flg и др.

П. И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром, часть 3.

Н. Паганини. Интродукция и вариации на тему "У очага уж не грущу я боле" ("Non piъ mesto") из оперы "Золушка" Россини для скрипки с оркестром. Обработка для скрипки и фортепиано Ф. Крейслера.

В скрипичной лит-ре 18 в. (в творчестве венских классиков) Ф. применялись очень ограниченно (В. А.Моцарт, концерт No 4 для скрипки, часть 2; Л. Бетховен, концерт для скрипки, часть 1), хотя игра Ф. практаковалась уже в 1-й половине этого века (Ж. Ж. де Мон-донвиль, "Les sons harmoniques", 6 сонат для скрипки с basso continuo op. 4, 1738). P. стали систематически использоваться в 19 в. в связи с общим для романтизма интересом к звукокрасочной стороне музыки: встречаются в виртуозной сольной лит-ре, напр. при окончании быстрых пассажей (Ф. Мендельсон, концерт для скрипки, часть 3). Н. Паганини вводит в употребление сложнейшие двойные и тройные Ф. (см. пример выше); в орк. музыке в эпизодах фантастич. характера встречаются аккорды Ф. (Р. Вагнер, "Лоэнгрин", начало вступления), а также Ф. струнных в комбинации с Ф. арф (Г. Берлиоз, "Скерцо Маб" из симфонии "Ромео и Юлия", Allegretto). Особенно изобретательно применяются Ф. в орк. соч. К. Дебюсси (напр., "Море"), М. Равеля ("Испанская рапсодия"), И. Ф. Стравинского ("Весна священная"; "Поцелуй земли" - Ф. струнных), в частности в сочетании с glissando (Стравинский - "Жар-птица", вступление; Д. Д. Шостакович - "Нос", Сцена бритья), с pizzicato (Р. С. Леденёв - 6 пьес для струнных с арфой, ор. 16). Эффект звучания Ф. применяется на арфе (Шостакович - симфония No 5, часть 3, кода); Ф. встречаются в конц. лит-ре для гитары (М. Льобет - "Каталонская песня"; X. Турина - "Фанданго") и др. щипковых инструментов. Только одними Ф. играют на трумшайте. А. Шёнберг применил Ф. на фп. (3 фп. пьесы ор. 11, No 1).

\2) Родственный скрипичным Ф. звук, получаемый на флейте в результате передувания. Возможны Ф. октавы, дуодецимы и квинтдецимы; извлекаются приблизительно в пределах нижней октавы флейтового диапазона; записываются либо нотой с маленьким нолём сверху, либо нотой и ромбом, показывающим действит. звучание. Тонкий, изысканный приём; применение в лит-ре весьма ограниченно (напр., "Великая жертва" из балета "Весна священная" Стравинского, цифра 87).

Литература: Таргонский Я., Флажолеты смычковых инструментов, М., 1936; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950; Rогаль-Левицкий Д. Р., Современный оркестр, т. 1, M., 1953; Ямпольский A., Рабинович Я., Питкус М. (сост.), Флажолеты. Этюды, упражнения и отрывки из скрипичной литературы, М., 1957; Mострас К., Флажолеты, в сб. : Очерки по методике обучения игре на скрипке, М., 1960; Фортунатов Ю., Барсова И., Практическое руководство по чтению симфонических партитур, М., 1966, гл. 6; Ямпольский И., Основы скрипичной аппликатуры, М., 1977; Heller H., Lehre der Flцten-Tцne, В., 1927; Ristоn W., Orchestration, N. Y., 1955; Kirkendale W., Segreto comunicato da Paganini, "JAMS", 1965, v. 18, No 3.

Т. А. Репчанская

реклама

вам может быть интересно

Декламация музыкальная Термины и понятия
Piano, пиано Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Балерина Балет и танец
Язычок Музыкальные инструменты
Датская музыка Национальные культуры
Плектр Музыкальные инструменты
Полная каденция Термины и понятия
Уменьшённые интервалы Термины и понятия
Исполнение музыкальное Термины и понятия
Длительность Термины и понятия
Opus, опус Термины и понятия
Урок танца Балет и танец

Реклама

Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 4622
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть