Флажолеты

\1) Озвученные обертоны на струн. инструментах, звуки особого тембра: на смычковых - свистящие, напоминающие флейту, на щипковых - звенящие, холодно-прозрачные. Различаются Ф. натуральные и искусственные. Натуральные извлекаются при лёгком касании открытой струны в точках её деления на 2 (звучит октавой выше осн. тона открытой струны), на 3 (дуодецимой выше), на 4 части (квинтдецимой выше) и т. д. Искусственные Ф. на смычковых извлекаются на прижатой струне: один палец плотно ставится на струну, другой легко её касается в точке, отвечающей интервалу кварты (квартовый Ф., звучит квинтдецимой выше звука, к-рый издаёт прижатая струна), квинты (квинтовый Ф., звучит дуодецимой выше) и др. Натуральные Ф. обозначаются либо знаком о над нотой, показывающей реальную высоту звучания, либо ромбовидной нотой, обозначающей место прикосновения пальца к струне.

С. С. Прокофьев. Концерт для скрипки с оркестром M 1, часть 3.

М. Равель. "Цыганская рапсодия" для скрипки с оркестром.

Запись искусственных Ф. включает ноту, указывающую место прижатия струны, и ромбовидную ноту, обозначающую точку касания; часто выписывается также реально звучащая нота.

Нередко способ извлечения Ф. предоставляется исполнителю; в таких случаях под нотами пишут armonici, flautini, cloche, armonioso, sons harmoniques, flg и др.

П. И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром, часть 3.

Н. Паганини. Интродукция и вариации на тему "У очага уж не грущу я боле" ("Non piъ mesto") из оперы "Золушка" Россини для скрипки с оркестром. Обработка для скрипки и фортепиано Ф. Крейслера.

В скрипичной лит-ре 18 в. (в творчестве венских классиков) Ф. применялись очень ограниченно (В. А.Моцарт, концерт No 4 для скрипки, часть 2; Л. Бетховен, концерт для скрипки, часть 1), хотя игра Ф. практаковалась уже в 1-й половине этого века (Ж. Ж. де Мон-донвиль, "Les sons harmoniques", 6 сонат для скрипки с basso continuo op. 4, 1738). P. стали систематически использоваться в 19 в. в связи с общим для романтизма интересом к звукокрасочной стороне музыки: встречаются в виртуозной сольной лит-ре, напр. при окончании быстрых пассажей (Ф. Мендельсон, концерт для скрипки, часть 3). Н. Паганини вводит в употребление сложнейшие двойные и тройные Ф. (см. пример выше); в орк. музыке в эпизодах фантастич. характера встречаются аккорды Ф. (Р. Вагнер, "Лоэнгрин", начало вступления), а также Ф. струнных в комбинации с Ф. арф (Г. Берлиоз, "Скерцо Маб" из симфонии "Ромео и Юлия", Allegretto). Особенно изобретательно применяются Ф. в орк. соч. К. Дебюсси (напр., "Море"), М. Равеля ("Испанская рапсодия"), И. Ф. Стравинского ("Весна священная"; "Поцелуй земли" - Ф. струнных), в частности в сочетании с glissando (Стравинский - "Жар-птица", вступление; Д. Д. Шостакович - "Нос", Сцена бритья), с pizzicato (Р. С. Леденёв - 6 пьес для струнных с арфой, ор. 16). Эффект звучания Ф. применяется на арфе (Шостакович - симфония No 5, часть 3, кода); Ф. встречаются в конц. лит-ре для гитары (М. Льобет - "Каталонская песня"; X. Турина - "Фанданго") и др. щипковых инструментов. Только одними Ф. играют на трумшайте. А. Шёнберг применил Ф. на фп. (3 фп. пьесы ор. 11, No 1).

\2) Родственный скрипичным Ф. звук, получаемый на флейте в результате передувания. Возможны Ф. октавы, дуодецимы и квинтдецимы; извлекаются приблизительно в пределах нижней октавы флейтового диапазона; записываются либо нотой с маленьким нолём сверху, либо нотой и ромбом, показывающим действит. звучание. Тонкий, изысканный приём; применение в лит-ре весьма ограниченно (напр., "Великая жертва" из балета "Весна священная" Стравинского, цифра 87).

Литература: Таргонский Я., Флажолеты смычковых инструментов, М., 1936; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950; Rогаль-Левицкий Д. Р., Современный оркестр, т. 1, M., 1953; Ямпольский A., Рабинович Я., Питкус М. (сост.), Флажолеты. Этюды, упражнения и отрывки из скрипичной литературы, М., 1957; Mострас К., Флажолеты, в сб. : Очерки по методике обучения игре на скрипке, М., 1960; Фортунатов Ю., Барсова И., Практическое руководство по чтению симфонических партитур, М., 1966, гл. 6; Ямпольский И., Основы скрипичной аппликатуры, М., 1977; Heller H., Lehre der Flцten-Tцne, В., 1927; Ristоn W., Orchestration, N. Y., 1955; Kirkendale W., Segreto comunicato da Paganini, "JAMS", 1965, v. 18, No 3.

Т. А. Репчанская

реклама

вам может быть интересно

Монреаль Города
Веймар Города

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Киргизская музыка Национальные культуры
Народный танец Балет и танец
Джаз Течения в искусстве
Брно Города
Французская музыка Национальные культуры
Crescendo, крещендо Термины и понятия
Appassionato, аппассионaто Термины и понятия
Гопак Музыкальные жанры
Дудук Музыкальные инструменты

Реклама

Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 4207
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть