Александр Васильевич Гаук

Alexander Gauk

Александр Васильевич Гаук / Alexander Gauk

Народный артист РСФСР (1954). В 1917 окончил Петроградскую консерваторию, в которой учился по классу фортепиано Е. P. Дауговет, композиции В. П. Калафати, Я. Витола, дирижирования Н. Н. Черепнина. Тогда же стал дирижёром петроградского Театра музыкальной драмы. В 1920-31 дирижёр Ленинградского театра оперы и балета, где в основном дирижировал балетами («Времена года» Глазунова, «Пульчинелла» Стравинского, «Красный мак» Глиэра и др.). Выступал как симфонический дирижёр. В 1930-33 главный дирижёр Ленинградской филармонии, в 1936-41 - Государственного симфонического оркестра СССР, в 1933-36 дирижёр, в 1953-62 главный дирижёр и художественный руководитель Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.

В разнообразном репертуаре Гаука особое место занимали монументальные произведения. Под его управлением впервые был исполнен ряд произведений Д. Д. Шостаковича, Н. Я. Мясковского, А. И. Хачатуряна, Ю. А. Шапорина и других советских композиторов. Педагогическая деятельность Гаука сыграла важную роль в развитии советского дирижёрского искусства. В 1927-33 и 1946-48 преподавал в Ленинградской, в 1941-43 - Тбилисской консерваториях, в 1939-63 - Московской консерватории, с 1948 профессор. Среди учеников Гаука - Е. А. Мравинский, А. Ш. Мелик-Пашаев, К. А. Симеонов, Э. П. Грикуров, Е. Ф. Светланов, Н. С. Рабинович, Е. С. Микеладзе и др.

Автор симфонии, симфониетты для струнного оркестра, увертюры, концертов с оркестром (для арфы, для фортепиано), романсов и других произведений. Инструментовал оперу «Женитьба» Мусоргского (1917), «Времена года» и 2 цикла романсов Чайковского (1942) и др. По сохранившимся оркестровым голосам восстановил 1-ю симфонию Рахманинова. Главы из воспоминаний Гаука опубликованы в сборнике "Мастерство артиста-исполнителя", М., 1972.


«Мечта о дирижировании мною владела с трехлетнего возраста»,— писал Гаук в своих воспоминаниях. И с юных лет он последовательно стремился к осуществлению этой мечты. В Петербургской консерватории Гаук занимался по классу фортепиано Ф. Блуменфельда, затем изучал композицию у В. Калафати, И. Витоля и А. Глазунова, овладевал мастерством дирижирования под руководством Н. Черепнина.

Окончив консерваторию в год Великой Октябрьской революции, Гаук начал свой трудовой путь концертмейстером Театра музыкальной драмы. А буквально через несколько дней после победы Советской власти он впервые встал за пульт, чтобы дебютировать в оперном спектакле. 1 ноября (по старому стилю) шли «Черевички» Чайковского.

Гаук стал одним из первых музыкантов, кто решил отдать свой талант на службу народу. В суровые годы гражданской войны он в составе артистической бригады выступал перед бойцами Красной Армии, а в середине двадцатых годов вместе с ленинградским филармоническим оркестром выезжал на Свирьстрой, в Павловск и Сестрорецк. Так открывались перед новой аудиторией сокровища мировой культуры.

Важную роль в творческом становлении артиста сыграли годы, когда он возглавлял оркестр Ленинградской филармонии (1931—1533). Этот коллектив Гаук называл «своим учителем». Но здесь происходило взаимное обогащение — Гауку принадлежит важная заслуга з совершенствовании оркестра, завоевавшего впоследствии мировую известность. Почти одновременно развивалась театральная деятельность музыканта. Будучи главным балетным дирижером Театра оперы и балета (б. Мариинского), он среди других произведений представил аудитории образцы молодой советской хореографии— «Красный вихрь» В. Дешевова (1924), «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931) Д. Шостаковича.

В 1933 году Гаук переезжает в Москву и до 1936 года работает главным дирижером Всесоюзного радио. Еще более укрепляются его связи с советскими композиторами. «В те годы, — пишет он, — начинался очень увлекательный, кипучий и плодотворный период истории советской музыки... Особую роль в музыкальной жизни играл Николай Яковлевич Мясковский... Мне пришлось часто встречаться с Николаем Яковлевичем, я с любовью дирижировал большинством написанных им симфоний».

И в дальнейшем, возглавив Государственный симфонический оркестр Союза ССР (1936—1941), Гаук наряду с классической музыкой часто включает в свои программы сочинения советских авторов. Ему доверяют первое исполнение своих произведений С. Прокофьев, Н. Мясковский, А. Хачатурята, Ю. Шапорин, В. Мурадели и другие. В музыке прошлого Гаук нередко обращался к произведениям, по тем или иным причинам обойденным дирижерским вниманием. С успехом ставил он монументальные создания классиков: ораторию «Самсон» Генделя, си-минорную Мессу Баха, «Реквием», Траурно-триумфальную симфонию, «Гарольда в Италии», «Ромео и Юлию» Берлиоза...

С 1953 года Гаук был художественным руководителем и главным дирижером Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения. В работе с этим коллективом он добился великолепных результатов, о чем свидетельствуют и многочисленные записи, сделанные под его управлением. Характеризуя творческую манеру своего коллеги, А. Мелик-Пашаев писал: «Для его дирижерского почерка характерны внешняя сдержанность при непрестанном внутреннем горении, максимальная требовательность на репетициях в условиях полной эмоциональной «нагрузки». Ои вкладывал в подготовку программы всю свою страсть художника, все знания, весь педагогический дар, а на концерте, словно любуясь результатом своих трудов, неустанно поддерживал в артистах оркестра разожженный им огонь исполнительского энтузиазма. И еще одна примечательная черта в его артистическом облике: при повторах не копировать себя, а стараться прочесть произведение «иными глазами», воплотить новое восприятие в более зрелой и мастерской трактовке, как бы транспонируя чувства и мысли в иной, более тонкий исполнительский ключ».

Профессор Гаук воспитал целую плеяду крупных советских дирижеров. В разное время он преподавал в Ленинградской (1927—1933), Тбилисской (1941 — 1943) и Московской (с 1948) консерваториях. В числе его учеников А. Мелик-Пашаев, Е. Мравинский, М. Тавризиан, Е. Микеладзе, Е. Светланов, Н. Рабинович, О. Димитриади, К. Симеонов, Э. Грикуров и другие.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

вам может быть интересно

Дени Дидро Писатели
Эжен Скриб Писатели

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Дата рождения

15.08.1893

Дата смерти

30.03.1963

Профессия

дирижёр, педагог

Страна

СССР

просмотры: 8253
добавлено: 25.12.2010



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть