Баснер. Балет «Три мушкетёра»

The Three Musketeers

Николай Николаевич Боярчиков

Балет с двумя антрактами, прологом и эпилогом (почти по А. Дюма).

Композитор В. Баснер, сценарист Ф. Ванин, балетмейстер Н. Боярчиков, художник М. Щеглов, дирижер Ю. Богданов.

Премьера состоялась 29 декабря 1964 года в Малом театре оперы и балета, Ленинград.

Пролог

Темпераментный гасконец и дворцовые интриги XVII века.
Партия в шахматы продолжается.

Лагерь мушкетеров

Королевские мушкетеры — мечта Д'Артаньяна.
Великолепная тройка.
Фигуры кардинала в разведке.

Улицы Парижа

Дуэли запрещены...
Три плюс один.
Кардинальская ловушка.
Шпага и сердце...

Лувр

Любимец королей — любовник королевы.
Подвески!?
Только Папа Римский безгрешен...
Черные и белые.
Подвески!?

Антракт

Во время которого
Миледи пытается догнать Букингема.

Кабачок

Сердца и кружки, полные до краев.
Подвески!?
Королевские мушкетеры всегда готовы!

Дорога

Скачка с препятствиями.
Ход конем!

Порт Кале

Корабли качаются на волнах.
Черные остановлены.
Женщине не трудно стать скорпионом.
Белые избирают ладейное окончание.
Подвески!!???

Антракт

Во время которого
Д' Артаньян достигает берегов Англии.

Порт Кале

Не рой другому...
Фигуры Королевского фланга скованы.
Спасение пришло вовремя.
Подвески!!!

Лувр

Черные уходят в глухую защиту.
Прорыв в центре.
Шпага, сердце и подвески...
Королевский балет.
Подвески????
Королева в подвесках.
Кардинал в цейтноте.
Да здравствует Король!!!

Эпилог

Дворцовые интриги XVII века продолжаются.
Великолепная четверка.

* * *

Такие шутливые заголовки вместо связного либретто сулили зрителю балет, в котором знаменитый авантюрный роман Александра Дюма разыгрывался как шахматная партия, где «фигуры» Короля и Королевы противостояли сторонникам Кардинала.

Главный балетмейстер Малого театра оперы и балета Игорь Бельский пригласил поставить балет «Три мушкетера» студента Ленинградской консерватории Николая Боярчикова. Бельский вспоминал: «Балет лежит в театре несколько лет. Либретто ужасное. Худший вариант драмбалета. Предлагаю Боярчикову: делай, что хочешь, свою редакцию. Музыка Вениамина Баснера дает возможность, в ней есть ироническая нотка, и ее точно ухватил Боярчиков... Боярчиков очень интересно и остроумно ставит отдельные сцены. Помогаю как могу, не вмешиваясь в ткань хореографии и стиль. Пытаюсь соединить его сцены его же приемами в единое целое. Балет получился!».

Премьера прошла с огромным успехом, имя Боярчикова сразу запомнилось любителям балета, хотя критики находили, что в некоторых эпизодах спектакля подчас весьма заметна опытная рука Бельского, руководившего первой постановкой своего ученика. Пластический язык и стиль «Трех мушкетеров» нередко вызывали ассоциации с балетом Бельского «Конек-Горбунок».

Музыку к балету написал Вениамин Баснер (1925-1996) — композитор и скрипач, воспитанник Ленинградской консерватории. Музыка балета отмечена жизнерадостностью, остроумием, мастерством оркестровки. По просьбе Боярчикова композитор сократил партитуру, сделал ее более динамичной и танцевальной. Каждый из основных героев наделен своей музыкальной характеристикой, а лейттема «группового портрета» трех мушкетеров проходит через весь спектакль.

После премьеры историк балета Вера Красовская писала: «Хореограф трехактного балета „Три мушкетера" выступил скорее как художник-юморист, нежели сатирик. Н. Боярчиков, последователь „школы" Бельского, предпочитал рациональность чувству, а здравый взгляд со стороны лирическому сопереживанию. Он был гораздо непосредственнее композитора Баснера. Тот серьезно рядился в кружева и перья XVII века, не без азарта размахивал шпагой, искренне любовался бриллиантовыми подвесками. Хореограф направлял пыл на приключенческую романтику истории. Он пользоваля историей как маскарадом, чтобы выпустить на сцену сверстника — молодого человека 1960-х годов — и вместе с ним выступить против ложного пафоса и дешевых сантиментов. Хореограф пуще всего боялся прослыть чувствительным и окрашивал иронией малейший шаг в лирику. Балетные мушкетеры Боярчикова пользовались всеми трюками акробатического танца, чтобы задержать Миледи в Кале. Д'Артаньян и госпожа Бонасье объяснялись в любви, когда истекало время перед роковым балом, и в финале дуэта танцовщик раскачивал партнершу как маятник, ведущий секундам счет. Кардинал, домогаясь склонности королевы, излагал свою страсть в движениях и позах великомученика с картины художника-маньериста. Бравада русских мушкетеров была направлена против предрассудков, условностей, запретов и заставляла вспоминать дерзкого Тиля Эйленшпигеля Якобсона».

Критик Александр Медведев также отметил юмор, сквозивший в оригинально придуманной пластике: «Легким, порой преувеличенно подчеркнутым (как в карикатуре) рисунком движений и поз характеризует балетмейстер персонажей балета. Людовик чванлив и глуп, он ступает нелепым гусиным шагом, невпопад размахивая кистью одной руки. В жестах королевы смесь легкомыслия и горделивой недоступности».

Определяя значение балета для своего времени, балетовед Татьяна Кузовлева полагает, что «ценность спектакля Боярчикова была в прямом обращении к сверстникам, к молодежи, к залу. „Перемигиваясь" с залом, он без назидания, но с иронией предостерегал от пристрастия к иллюзорным ценностям, от высокопарных чувств и наигранных страстей. Такая трактовка могла появиться именно в то время, в середине 1960-х, когда рушились каноны консервативного мышления».

Премьеру танцевали: Лариса Климова (Королева), Людмила Камилова (Миледи), Галина Покрышкина (мадам Бонасье), Анатолий Сидоров (д"Артаьян), Валерий Сумароков (Атос), Валерий Долгалло (Портос), Эльбрус Гиоев (Арамис), Юрий Литвиненко (Ришелье), Анатолий Маликов (Король). Спектакль пользовался большим успехом, и был возобновлен в 1970 году. Всего состоялось 58 представлений.

В 1966 году Боярчиков перенес своего первенца в Пермь. В том же году сценарист «Трех мушкетеров» Петр Гусев (скрывшийся за псевдонимом Ванин) по-своему поставил балет в Новосибирске. Балетмейстер Михаил Заславский создал спектакль «По А. Дюма» для театров Львова (1966) и Улан-Удэ (1969).

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

Малер. Симфония No. 1 Симфонические
Дворжак. Реквием Вокально-симфонические

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Вениамин Баснер

Дата премьеры

29.12.1964

Жанр

балеты

Страна

СССР

просмотры: 494
добавлено: 14.05.2017



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть