Опера Гаджибекова «Кёр-оглы»

Опера в 5 действиях. Либретто по мотивам эпических сказаний о Кёр-оглы М. Ордубады и Г. Исмаилова.
Первое представление состоялось 30 апреля 1937 году в Баку.
Показана в Москве на декаде азербайджанского искусства в апреле 1938 года.

Действующие лица:

  • Ровшан (Кёр-оглы), тенор
  • Алы, отец Ровшана, баритон
  • Нигяр, возлюбленная Ровшана, сопрано
  • Гасанхан, баритон
  • Эхсанпаша, тенор
  • Ибрагимхан, бас
  • Хамзабек, тенор
  • Шут, тенор
  • Певица, меццо-сопрано
  • Надир, тенор
  • Вели, тенор
  • Эйваз, тенор
  • Полад, тенор
  • Фарраш, тенор
  • Айаны, тенор и баритон
  • Глашатай, тенор

Первое действие

В одном из селений горного Азербайджана, во владениях богатого и злобного феодала Гасанхана собралась вечером группа крестьян. Невеселы их речи — нет предела жестокости Гасанхана. Вот он приближается, и слуги его нагайками расчищают дорогу господину, не щадя ни старого, ни малого. Гасанхан тщеславен. Он хочет блеснуть богатством и щедростью перед гостящим в его владениях Эхсанпашой, а потому намерен подарить ему лучшего в мире коня. Но слуга, посланный к старику-табунщику Алы, докладывает, что все кони отведены на пастбища. В гневе Гасанхан велит выколоть пастуху Алы глаза. Жестокие слуги со злорадством выполняют это приказание.

У Алы есть сын — молодой ашуг Ровшан. Возвращающийся с гор юноша, не зная о несчастье, постигшем отца, поет о своей любви к прекрасной Нигяр. Ей выпадает на долю сообщить Ровшану о страшном горе. Крик ужаса срывается с уст юноши. Но он не только скорбит — он полон неутолимого гнева. Простирая вперед руки, слепой отец говорит Ровшану, что отныне он должен зваться Кёр-оглы, то есть Сын слепца. Юноша принимает это имя. Бросая грозный вызов хану, Кёр-оглы в сопровождении многочисленных единомышленников-крестьян уходит в неприступные горы, чтобы начать смертельную борьбу с Гасанханом и феодалами.

Второе действие

Пирует Гасанхан, льстиво угощает своего соседа Эхсанпашу, с которым хочет заключить военный союз против Кёр-оглы. С каждым днем учащаются набеги восставших крестьян. В разгаре пиршества прибегают окровавленные, искалеченные ханские чиновники — сборщики податей. Они с ужасом рассказывают Гасанхану, что отряд, посланный на усмирение восставших, разбит наголову. Удалив из зала купцов и женщин, Гасанхан начинает военное совещание. Всеобщее одобрение вызывает коварное предложение ханского шута: если украсть любимого коня Кёр-оглы, герой сам придет сюда, за своим старым боевым другом, и тогда Кёр-оглы можно будет взять голыми руками. Выполнить это черное дело берется сановник Хамзабек; за услугу он требует в жены красавицу-Нигяр. Гасанхан охотно соглашается на это условие. Девушка же, узнав о планах врагов, тайно посылает в горы своего брата Эйваза, чтобы предупредить Кёр-оглы о грозящей ему опасности.

Третье действие

В горной крепости Ченли-бель восставшие крестьяне, ожидая возвращения отряда из очередного набега, славят вольную жизнь и своего храброго предводителя. Радостно приветствуют они возвращение Кёр-оглы с новой победой, по-братски встречают пришедшее с ним новое пополнение — примкнувших к повстанцам крестьян соседних областей. Жалобный стон нарушает ликование народа. Коварный Хамзабек, переодетый нищим крестьянином-конюхом, умоляет Кёр-оглы защитить его от преступлений хана. Недоверчиво слушают повстанцы жалобы Хамзабека, но у Кёр-оглы нет оснований отвергать просящего о помощи.

Начинается гроза, и Хамзабек, воспользовавшись темнотой и разбушевавшейся бурей, выводит за крепостные ворота могучего коня, верного боевого друга Кёр-оглы.

Четвертое действие

Снова пирует Гасанхан в своем роскошном дворце, на этот раз по случаю удачи Хамзабека. Увеселять ханов пришел и никому не известный ашуг с сазом в руках. Прекрасной песней любви начинает он свое выступление. Его просят продолжать, и ашуг импровизирует новую песню о могучем коне, по имени Кыр-ат, принадлежащем богатырю Кёр-оглы. Не выдержал хвастливый Гасанхан, открыл ашугу свою тайну: конь здесь, в ханской конюшне. Появившийся Хамзабек с первого взгляда узнает Кёр-оглы. По приказу хана стража хватает героя. Пойман и Эйваз, брат и вестник Нигяр. Над ним и девушкой нависла угроза казни. Кёр-оглы выручает его богатырская сила. Разорвав оковы на своих руках, он убивает Хамзабека, уже занесшего шашку над головой Нигяр, и убегает, обещая друзьям помощь и спасенье.

Пятое действие

На большой безлюдной площади глашатаи сзывают народ на казнь Нигяр и Эйваза, а также конюха, который не устерег могучего коня. Гасанхан приказывает первой предать смерти Нигяр. В тот момент, когда девушку подводят к эшафоту, врывается отряд Кёр-оглы. Отважный Сын слепца, как молния, обрушивается на палачей, освобождает Нигяр и других обреченных на казнь. Войска Гасанхана в ужасе бегут. Широкую площадь до краев заполняет счастливый народ. Ликуя и радуясь, славит он своего любимого героя Кёр-оглы.


История создания

В основу сюжета оперы положен популярный народный эпос «Кёр-оглы», сохранившийся в репертуаре народных певцов до наших дней. В нем отражены события конца XVI — начала XVII века, когда азербайджанскому народу приходилось бороться и против местных феодалов и против ирано-турецких завоевателей. Герой эпоса — страстный борец за свободу и счастье народа Кёр-оглы (что в переводе означает сын слепца). Народная фантазия наделила его богатырской силой и беззаветной храбростью. Но Кёр-оглы не только мужественный предводитель повстанцев. Он и вдохновенный ашуг, то есть народный певец, импровизирующий под аккомпанемент саза (струнного народного инструмента). Поэтические стороны его души раскрываются во взаимоотношениях с невестой, самоотверженной Нигяр.

Гаджибеков работал над оперой с 1932 по 1936 год. Композитор стремился, по его словам, «создать национальную по форме оперу, используя достижения современной музыкальной культуры». В этом ему помогло глубокое знание азербайджанского фольклора: в то же время он трудился над капитальным научным исследованием «Основы азербайджанской народной музыки» (завершено в 1945 году). Работая над «Кёр-оглы», композитор изучал также музыку той эпохи, в которую развертывается действие оперы; балетные сцены, по словам автора, «написаны в стиле музыки XVII века».

Премьера оперы состоялась 30 апреля 1937 года в Баку в Театре оперы и балета имени М. Ф. Ахундова. Через год опера была показана в Москве на декаде азербайджанского искусства. Произведение вошло также в репертуар оперных театров Туркмении, Армении и Узбекистана.

Музыка

«Кёр-оглы» — монументальная народно-героическая опера, насыщенная развернутыми массовыми сценами. Ее драматичный сюжет воплощен с эпической широтой. Музыка оперы тесно связана с азербайджанским фольклором. В симфонический оркестр введены азербайджанские народные инструменты — зурна, тар, кеманча и другие, что подчеркивает национальный колорит. Национальная характерность сочетается с мастерским использованием выразительных средств и форм классического оперного искусства.

Увертюра, построенная на музыкальном материале оперы, сжато выражает ее идею. Музыка развивается от призывного лейтмотива повстанцев к мелодии победного финального хора; в среднем разделе звучат темы главных героев — Кёр-оглы и Нигяр.

Первый акт обрамлен хоровыми сценами, в которых показан перелом в настроениях народа, вначале забитого, подавленного, затем поднявшего знамя восстания. Горестный хор «Даль полей» предшествует проникнутому отчаянием рассказу Нигяр «Беда! К нам хан». Мотив оркестрового вступления к этому хору в дальнейшем приобретает значение лейтмотива. Дикий и злобный облик Гасан-хана очерчивает его воинственное ариозо «Только кнут признает». В другом ариозо Гасан-хана «Всех людей я знатней» передано его упоение собственным величием. Печально, покорно звучит ариозо Алы «Никакой коварной цели»; оно повторяется в конце акта, в сцене с Ровшеном. Ариозо Нигяр «Жесток Гасан-хан» полно гневного протеста. Следующая за ним ария Нигяр «Ровшен, мой любимый» окрашена в мечтательные, а затем в порывисто-страстные восторженные тона. Легкий подвижный танец крестьян подготавливает радостное ариозо Ровшена «Лишь увидел», написанное в стиле ашугских песен. Героикой и воодушевлением проникнут дуэт Нигяр и Ровшена «Нас месть зажгла». Дуэту близко по настроению ариозо Ровшена «Где взять силы», негодующее и призывное, выдержанное в маршеобразном ритме. Завершается акт гимническим хором «Кто изведал».

Второй акт посвящен обрисовке Гасан-хана и его окружения. Радостное возбуждение хана, предвкушающего союз с пашой, выражено в его арии «В дорогой мой фарфор». Мелодия средней части арии вновь звучит в родственном по характеру дуэте Гасан-хана и Эхсан-паши «Огня дружба сильней» (во втором разделе). Безмятежным танцам — плавному и стремительному — контрастирует хор перепуганных сборщиков подати «Дань с крестьян», пронизанный взволнованно пульсирующим ритмом. В центре акта — куплеты шута «У Кёр-оглы славный есть конь» в характере задорного танца. Проникновенная ария Нигяр «Как легкий дым» овеяна глубокой тоской и мечтой о встрече с любимым.

Третий акт представляет собой масштабную хоровую сцену. Начальный хор «Ченли-бель, крепость» наделен суровой и мужественной силой. Боевую песню Кёр-оглы с хором «Пусть грохочет гром» отличает ораторски приподнятый речитатив, характерный для ашугского искусства. Следующее ариозо Кёр-оглы «Все нам братья» отмечено задушевной теплотой и страстной убежденностью. Ариозо перерастает в темпераментный хор «Кто изведал боль оков», мелодию которого подхватывает Кёр-оглы в монологе с хором «В Ченли-беле гнета нет!» Музыке, в которой запечатлено радостное сознание повстанцами своей силы, противостоят жалобные причитания Гамзы-бека. В арии Кёр-оглы «Тебе предан я» слышится светлая грусть и глубокое страстное чувство. Веселый танец и торжественная клятва Кёр-оглы с хором в характере величественного гимна сменяются оркестровым эпизодом, живописующим картину грозы. Акт завершается негодующими репликами хора.

В четвертом акте характеристика хана и его окружения сопоставлена с музыкальными портретами Кёр-оглы и Нигяр. Открывающая действие меланхоличная любовная песни ханендэ (певицы) с хором «Вино горит в бокале» обрамлена танцевальными мелодиями. Три песни Кёр-оглы, полные вдохновения и благородного изящества, выдержаны в характере ашугского искусства: первая — «Лишь увидел», уже звучавшая в первом акте, вторая — «Пою вам я» (сказ о коне Кыр-ате) и третья — «Вновь с тобой». В арии Гасан-хана «Хоть искал в небесах» выражено злорадное торжество и самодовольство. Обличительный монолог Нигяр «Вы — толпа палачей» дышит отчаянной решимостью и мужеством. В пятом акте два контрастных раздела: в первом воплощена мрачная атмосфера готовящейся казни, второй — рисует победное торжество народа. Вначале нарочито примитивному и бездушному звучанию ансамбля «Будешь хану непокорен» (Гасан-хан и его приближенные), напыщенным речитативам вельмож противостоят эмоционально выразительные горестные хоры народа «Каждый день одни мученья» и «Не руби, о хан». Ариозо Кёр-оглы «О Нигяр» согрето сердечным теплом и нежностью. Опера завершается жизнерадостными танцами и ликующим хором «Настал великий праздник».

М. Друскин

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Узеир Гаджибеков

Дата премьеры

30.04.1937

Жанр

оперы

Страна

СССР

просмотры: 3973
добавлено: 28.07.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть