Вениамин Ефимович Баснер

Veniamin Basner

Вениамин Ефимович Баснер / Veniamin Basner

Баснер принадлежит к послевоенному поколению советских композиторов, жил и работал в Ленинграде. Диапазон его творческих интересов широк: оперетта, балет, симфония, камерно-инструментальные и вокальные сочинения, киномузыка, песни, пьесы для эстрадного оркестра. Композитор уверенно себя чувствовал как в сфере героико-романтических, так и лирико-лсихологических образов, ему близка и утонченная созерцательность, и открытая эмоциональность, а также юмор и характерность.

Вениамин Ефимович Баснер родился 1 января 1925 года в Ярославле, там же окончил музыкальную школу-семилетку и музыкальное училище по классу скрипки. Война и служба в Советской Армии прервали его музыкальное образование. После войны Баснер окончил Ленинградскую консерваторию как скрипач (1949). Занимаясь в консерватории, он серьезно увлекся сочинением и регулярно посещал композиторский класс Д. Д. Шостаковича.

Первый творческий успех пришел к Баснеру в 1955 году. Его Второй квартет получил премию на международном конкурсе в Варшаве, проводившемся в рамках V Всемирного фестиваля демократической молодежи. Композитору принадлежат пять квартетов, симфония (1958), Концерт для скрипки с оркестром (1966), оратория «Весна. Песни. Волнения» на стихи Л. Мартынова (1963).

В. Баснер — крупный кинокомпозитор. Более пятидесяти фильмов созданы при его участии, в том числе: «Бессмертный гарнизон», «Судьба человека», «Мичман Панин», «Битва в пути», «Полосатый рейс», «Родная кровь», «Тишина», «Звонят, откройте дверь», «Щит и меч», «На пути в Берлин», «Армия Трясогузки снова в бою», «Посол Советского Союза», «Красная площадь», «Мировой парень». Многие страницы киномузыки Баснера обрели самостоятельную жизнь на концертной эстраде, звучат по радио. Широкой популярностью пользуются его песни «На безымянной высоте» из кинофильма «Тишина», «С чего начинается Родина» из кинофильма «Щит и меч», «Березовый сок» из кинофильма «Мировой парень», мексиканский танец из кинофильма «Родная кровь».

На сценах многих театров страны с успехом шёл балет Баснера «Три мушкетера» (ироническая версия романа А. Дюма). Музыка балета отмечена мастерством оркестровки, жизнерадостностью, остроумием. Каждый из основных героев наделен меткой музыкальной характеристикой. Тема «группового портрета» трех мушкетеров проходит через весь спектакль. Три оперетты, созданные на либретто Е. Гальпериной и Ю. Анненкова, — «Полярная звезда» (1966), «Требуется героиня» (1968) и «Южный Крест» (1970) — сделали Баснера одним из наиболее «репертуарных» опереточных авторов.

«Это не оперетты с «номерами», а подлинно музыкально-сценические произведения, отмеченные интенсивностью тематического развития и тщательной разработанностью деталей. Музыка Баснера увлекает богатством мелодий, ритмическим разнообразием, красочностью гармоний и блестящей оркестровкой. Вокальную мелодику отличает подкупающая искренность, умение найти такие интонации, которые ощущаются как подлинно современные. Благодаря этому даже традиционные формы оперетты получают в творчестве Баснера своеобразное преломление» (Белецкий И. Вениамин Баснер. Монографический очерк. Л. — М., «Советский композитор», 1972.).

В. Е. Баснер умер 3 сентября 1996 года в посёлке Репино под Санкт-Петербургом.

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

вам может быть интересно

Произведения

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

01.01.1925

Дата смерти

03.09.1996

Профессия

композитор

Страна

СССР

просмотры: 2976
добавлено: 28.07.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть