Альт

Альт

Альт (нем. Alt, итал. alto, от лат. altus - высокий).

1) Второй по высоте голос в музыке четырёхголосного склада. В этом значении термин "А." стал применяться с 15 в. Ранее в трёхголосном изложении голос, звучавший выше, а иногда и ниже тенора, назывался контратенором. С переходом к 4-голосию стали различать контратенор-альт и контратенор-бас, позднее именовавшиеся просто альтом и басом. В ранних четырёхголосных сочинениях a cappella (конец 15 в.) партия альта исполнялась мужчинами. В трёхголосных хор. партитурах и в более поздние эпохи (16-17 вв.) партию альта иногда поручали I тенорам.

2) Партия в хоре или вок. ансамбле, исполняемая низкими детскими или низкими женскими голосами (меццо-сопрано, контральто). С конца 18 в. в оперных хор. партитурах в Италии, а позднее и во Франции ("Гранд-Опера", "Опера лирик") партия низкого жен. голоса получает наименование меццо-сопрано, или среднее сопрано. С этого времени партии в однородных жен. хорах стали носить назв. жен. голосов: сопрано, меццо-сопрано, контральто. В вок.-симф. сочинениях (за исключением Реквиема Берлиоза, Stabat mater Россини и др.) и в хорах a cappella сохранилось старое наименование - альт.

3) В странах нем. языка название контральто.

4) Низкие детские голоса. Вначале так называли голоса мальчиков, певших партию А. в хоре, позднее - всякий низкий детский певческий голос (как мальчиков, так и девочек), диапазон его - (g)a - es2(e2).

5) Смычковый инструмент (итал. viola, франц. alto, нем. Bratsche) скрипичного семейства, занимающий промежуточное положение между скрипкой и виолончелью. По размерам неск. больше скрипки (длина корпуса ок. 410 мм; старинные мастера изготовляли альты длиной до 460-470 мм; в 19 Б. получили распространение А. меньшего размера - длиной 380-390 мм; в противовес увлечению ими Г. Риттер и позднее Л. Тертис разработали более крупные модели, всё же не достигающие размеров классич. А.). Строй А. на квинту ниже скрипичного (с, g, d1, а1); партия А. йотируется в альтовом и скрипичном ключах. Предполагают, что А.- самый ранний из инструментов скрипичной группы (появился в конце 15 - нач. 16 вв.). Звук А. отличается от скрипичного густотой, контральтовым оттенком в нижнем регистре и несколько носовым "гобойным" тембром в верхнем. Исполнять на А. быстрые технич. пассажи труднее, чем на скрипке. А. применяется в кам. инстр. ансамблях (неизменно входит в состав смычкового квартета), симф. оркестрах, реже как сольный конц. инструмент. Конц. пьесы для А. стали появляться уже в 18 в. (конц. симфония для скрипки и альта с орк. В. А. Моцарта, концерты Я. Стамица братьев К. и А. Стамиц, Г. Ф. Телемана, И. С. Баха, И. К. Ф. Баха, М. Гайдна, А. Роллы, вариации для скрипки и альта И. Е. Хандошкина и др.). Сонату для A. написал М. И. Глинка. В 20 в. концерты и сонаты для А. создали Б. Барток, П. Хиндемит, У. Уолтон, С. Форсайт, А. Бакс, А. Блисс, Д. Мийо, А. Онеггер, B. Н. Крюков, Б. И. Зейдман, Р. С. Бунин и др.; имеются конц. пьесы для А. и в др. жанрах. Выдающиеся альтисты: К. Уран (Франция), О. Недбал (Чехия), П. Хиндемит (Германия), Л. Тертис (Англия), У. Примроз (США), В. Р. Бакалейников (Россия), В. В. Борисовский (СССР). В качестве альтистов иногда выступали и нек-рые виднейшие скрипачи - Н. Паганини, из сов. скрипачей - Д. Ф. Ойстрах.

6) Альтовые разновидности нек-рых орк. духовых инструментов - флюгельгорнов (А., или альтгорн) и саксгорнов, кларнета (бассетгорн), гобоя (альтовый гобой, или англ. рожок), тромбона (альтовый тромбон).

7) Альтовая разновидность домры.

Литература: Струве Б. А., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Гринберг М. М., Русская альтовая литература, М., 1967; Straeten E. van der, The viola, "The Strad", XXIII,1912; Сlarke R., The history of the viola in Quartet writing, "ML", IV,1923, No 1; AltmannW., Borislowsky W., Literaturverzeichnis fьr Bratsche und Viola d'amore, Wolfenbьttel, 1937; Thоurs B. and Shore В., The viola, L., 1946; Zeyringer Fr., Literatur fьr Viola, Kassel, 1963, Ergдnzungsband, 1965, Kassel, 1966.

И. Г. Лицвенко, Л. Я. Раабен

реклама

вам может быть интересно

Сербская музыка Национальные культуры

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Галантный стиль Течения в искусстве
Секвенция Термины и понятия
Фортепиано Музыкальные инструменты
Львов Города
Dies irae, диес ире Церковная музыка
Колоратура Опера, вокал, пение
Каватина Термины и понятия
Рондо Термины и понятия
Монотематизм Термины и понятия
Педаль Музыкальные инструменты

Реклама

Категории словаря

термины и понятия, опера, вокал, пение, музыкальные инструменты

просмотры: 5719
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть