Хореографическая миниатюра

Категории словаря

Малая форма танцевально-сценического представления. Существует как на эстраде, так и в балетном театре. Может быть сюжетной и бессюжетной. Является основой репертуара танц. ансамблей. Х. м. сформировалась внутри балетного спектакля. В нач. 19 в. в России входила в нац. дивертисменты И. М. Аблеца, И. И. Вальберха, А. П. Глушковского. С сер. 19 в. Х. м. появилась на концертной эстраде ("Мужичок" в исполнении М. С. Суровщиковой-Петипа, балетм. И. М. Петипа; "Матлот" в исполнении О. И. Преображенской и др.), продолжая развиваться и в балетном спектакле ("сказки" в "Спящей красавице", нац. дивертисменты в "Лебедином озере" и в "Раймонде", балетм. Петипа). Х. м. создавал М. М. Фокин ("Вакханалия", "Лебедь" - обе на муз. Сен-Санса и др.).

Нередко Х. м., объединённые единым замыслом, складываются в серии ("Скрябиниана" балетм. К. А. Голейзовского, "Образы Родена" балетм. Л. В. Якобсона, "Картинки с выставки" балетм. Ф. В. Лопухова). На их основе может создаваться целостный спектакль ("Хореографические миниатюры" Якобсона, Театр им. Кирова, 1959). Х. м. - форма, благоприятная для хореографич. эксперимента, поиска новых образов и выразит. средств. В сов. балете попытки впервые воплотить совр. тему на сцене были сделаны в жанре Х. м., в этой области накоплено немало достижений. Популярность приобрели Х. м. балетм. Голейзовского, Якобсона, А. М. Мессерера, А. Н. Ермолаева, В. А. Варковицкого, В. П. Бурмейстера, А. А. Лапаури, Г. Д. Алексидзе, Г. М. Майорова и др.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Народность Термины и понятия
Эдинбург Города

рекомендуем

смотрите также

Интерпретация Термины и понятия
Скоморохи Национальные культуры
Вибрафон Музыкальные инструменты
Синкопа Термины и понятия
Якутская музыка Национальные культуры
Entree, антре Балет и танец
Польский балет Балет и танец
Медианта Термины и понятия
Финал Термины и понятия
Парагвайская музыка Национальные культуры

Реклама