Азбука музыкальная

Азбука музыкальная - древне-русские теоретич. пособия (название "азбука" стало применяться к ним только в 18 в.). Наиболее ранние из них относятся к 15 в.Входили в состав певческих книг, занимая 2-3 стр. in quarto. Первые А. м. ограничивались перечнем певческих знаков - знамен (см. Знаменный распев). В 16 в.в нек-рых пособиях к перечислению добавлялось "толкование знамени", состоявшее из объяснения "како поется" и распределения "по гласам" (см. Осмогласие). В А. м. приводились также фиты, т. е. мелодич. формулы, записывавшиеся с помощью особого, "тайнозамкненного" сочетания знаков знаменной письменности. Фиты служили в качестве вокализов, помогавших развивать музыкальную память, дыхание, вырабатывать навыки исполнения широкой кантилены и фразировки. По мере увеличения количества фит (к концу 16 в.их было уже более ста) помнить их становилось всё труднее. Появилась необходимость в спец. пособиях - т. н. фитниках; в них были даны начертания фит с их названиями, приводились и слова, с к-рыми они чаще всего применялись в певческой практике. Позднее в фитники стали вводить "розводы", т. е. записи тех же фит обычной крюковой нотацией. С начала 17 в.в теоретич. пособиях появляются своды попевок, составлявших основу знаменного распева, - "кокизники" (от кокизы - древнерусского наименования попевки). Кокизы распределялись по гласам. Рядом с начертанием кокизы и её названием на полях рукописи приводилось слово или фраза из к.-н. наиболее известного песнопения, в к-ром она использована.

Самым полным и систематичным теоретич. руководством по знаменному пению является "Извещение о согласнейших пометах", к-рое было составлено в 1668 группой специалистов, возглавлявшейся учёным монахом Александром Мезенцем. В этом труде впервые находит освещение система помет, т. е. дополнительных обозначений, уточнявших идеографич. систему крюкового письма.

В конце 17 в., когда входит в употребление пятилинейная нотация, создаётся ещё один вид теоретич. пособий - двоезнаменники, в к-рых параллельно с крюковой записью кокиз и фит даётся их перевод на нотолинейную систему (см. Двоезнаменник). В 90-х гг.17 в.монах Тихон Макарьевский составил "Ключ" к чтению крюкового письма, в к-ром значение отдельных крюков, попевок и фит расшифровывается с помощью пятилинейной нотации.

Певческие А. м. старого типа продолжали существовать ещё в 18 в., а у старообрядцев применялись и позднее, но уже не имели прежнего значения, поскольку развитие самого знаменного распева приостанавливается на рубеже 17-18 вв.

Рукописи А. м. сохранились в гос. архивах и служат важным источником для изучения древнерусской музыкальной культуры.

Литература: Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца. Издал с объяснениями и примечаниями Ст. Смоленский, Казань, 1888; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Бражников М. В., Древнерусская теория музыки, Л., 1972.

Н. Д. Успенский

реклама

вам может быть интересно

Вена Города
Кантеле Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Perpetuum mobile (перпетуум мобиле) Музыкальные жанры
Оперные фестивали Опера, вокал, пение
Дивертисмент Музыкальные жанры
Passe, пасе Балет и танец
Нидерландский балет Балет и танец
Будапешт Города
Реперкуссия Термины и понятия
Полонез Музыкальные жанры
Чувашская музыка Национальные культуры

Реклама



Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 4196
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть