Анна Нетребко открыла новый сезон в Венской опере

В связи с болезнью Сони Йончевой и Роберто Аланьи, которые должны были выступить в возобновлении оперы Галеви «Жидовка», Венская опера за 10 дней до открытия сезона вынуждена была оперативно изменить планы, и в афише появилась «Богема» с Анной Нетребко в главной партии.

Открытие сезона главного оперного театра мира российско-австрийской певицей сложно было представить себе без скандала. Провокации были неизбежны. И дело не в том, что Анна Нетребко как примадонна мировой величины давно себе не принадлежит: вне зависимости от своих заявлений и пристрастий она была, есть и будет самой удобной мишенью для нападок.

Напомню, что задолго до сегодняшних драматических событий, ещё в 2013 году во время нашей беседы в Зальцбурге А. Нетребко предельно конкретно сформулировала и объяснила свою аполитичность.

Десятки других не менее известных и высокооплачиваемых западных артистов позволяют себе гораздо более неполиткорректные высказывания и поступки, но никто не устраивает перед их выступлениями демонстраций, и не прерывает недовольными криками спектакли с их участием. Из чего легко сделать вывод, что реальные политические предпочтения певицы никакого отношения к обструкции, устроенной группой активистов перед театром и в зале во время спектакля, не имеют.

Для многих людей Анна Нетребко — это некий абстрактный символ. Реальная же личность, реальная певица, реальный живой человек Анна Нетребко этих людей, само собой, не интересует. Поэтому этим людям невозможно представить, что значит выходить на сцену в сложнейшей оперной партии, начинающейся с едва слышных пиано, перед агрессивно настроенной аудиторией, которая криками заглушает оркестр.

К счастью, большая часть посетителей Венской оперы пришли в театр не на политическую акцию, а за тем, за чем вообще нормальные люди ходят в театр, — за художественными впечатлениями. Именно эта часть аудитории восторженными «браво!» и ободряющими аплодисментами приветствовала появление примадонны на сцене. В этих овациях утонули провокационные возгласы, и маэстро Бертран де Бийи спокойно продолжил спектакль.

Оркестр звучал с шёлковой лёгкостью в лирических местах и с массивным напряжением в трагических эпизодах. Хор и ансамбль миманса были прекрасны в классической не устаревающей постановке Франко Дзеффирелли. Гюнтер Гройсбёк в партии Колена продемонстрировал богатый оттенками тембр и тонкое актёрское мастерство. Джордж Петеан легко и добротно выступил в партии Марчелло. Нина Минасян была безупречна в партии Мюзетты.

Выступление Витторио Григоло в партии Рудольфа было отмечено витальной экспрессией и невротичным драматизмом. В сцене знакомства с Мими было заметно, как певец, так сказать, между нот ободряюще успокаивал растерявшуюся Анну Нетребко, которая благодаря в том числе и этой драгоценнейшей поддержке блестяще провела один из лучших спектаклей в своей карьере.

Местная капризная критика едва ли не в один голос отметила невероятную собранность певицы и концентрацию на исполнении сложнейших фрагментов партии, которую А. Нетребко не исполняла семь лет. Идеальная ровность диминуэндо без фирменных несмыканий на верхних пиано, яркая выразительность экспрессивных пассажей и мастерская отполированность фразировки, — всё было на высшем уровне.

На следующий день венские газеты вышли с позитивными рецензиями, а некоторые назвали возвращение певицы в главный оперный дом мира триумфальным. «В этой войне тьмы и разума она победила», — заканчивал свой репортаж один известный австрийский критик, и с этим смелым замечанием сложно не согласиться. Безусловно, есть голоса помоложе, потехничнее и даже посимпатичнее, но второй Нетребко нет и не будет, и тут я бы использовал фразу, под которой с радостью подпишутся и поклонники, и противники певицы, — и слава богу!

Столь бурно открывшийся новый сезон обещает стать в Венской опере поистине незабываемым. Обзор репертуара 2022/2023 можно прочитать здесь. Следующее выступление Анны Нетребко в Венской опере намечено на январь 2023: певица исполнит титульную партию в опере «Аида» в блистательном ансамбле с Элиной Гаранча, Йонасом Кауфманом, Лукой Сальсой и Ильёй Казаковым.

Фото: operaonvideo.com

Научиться петь — одновременно и сложная задача, и лёгкая. Очень многое зависит от профессионального педагога, который может помочь избежать многих ошибок. Если вас интересуют уроки вокала в Санкт-Петербурге, загляните на наш сайт и ставьте заявку.

реклама