В Казани — ветер перемен!

В Татарском академическом государственном театре оперы и балета им. Мусы Джалиля прошёл VI фестиваль татарской песни «Ветер перемен». Почему такое название? Потому что татарские народные и композиторские песни исполнялись в новом, эстрадном звучании. Почему площадка — оперный театр? Потому что Театр имени Джалиля — это знак качества. И ещё — чтобы привлечь поклонников современной эстрады в оперный театр. Увидев его незаурядную красоту, они, возможно, захотят сюда вернуться хотя бы для того, чтобы вновь окунуться в его атмосферу, насладиться его изумительными интерьерами, фойе, гостиными, парадной лестницей, которая сама по себе произведение искусства.

Руководство республики, оценив высокий уровень оперных и балетных постановок Театра им. Джалиля, не снижаемый на протяжении нескольких десятилетий, решило, что легендарный директор Театра имени Джалиля Рауфаль Мухаметзянов в силах поднять на необходимый уровень и татарскую эстраду. Недаром же Рауфаль Сабирович — сын знаменитой певицы Разии Тимерхановой — в молодости аккомпанировал на концертах Муслиму Магомаеву, Ренату Ибрагимову! Для участия в фестивале Рауфаль Мухаметзянов привлек известных специалистов в области эстрадного искусства.

В качестве музыкального руководителя фестиваля был приглашен популярный джазовый музыкант, трубач, заведующий кафедрой джазовой музыки факультета мировой музыкальной культуры Государственной классической академии имени Маймонида Вадим Эйленкриг. Его яркая внешность – отражение характера. Виртуозное владение инструментом и необычайная харизматичность сделали Эйленкрига востребованным и любимым джазменом на российских и европейских музыкальных площадках. Так что объединение в проекте двух «знаков качества» уже сулило ему интерес публики. А успех принесли «Ветру перемен» не только его большие и отлично составленные программы, но и имена молодых, но уже хорошо известных татарских эстрадных исполнителей, среди которых Лилиана Газизова, Юлия Гарифуллина, Эльмира Калимуллина, Руслан Сайфутдинов, Алина Шарипжанова и другие.

Формируя концепцию фестиваля, организаторы сознательно отказались от конкурсного принципа соревновательности. Принципиальной целью стало обеспечение высокого качества музыкального исполнения и сценического оформления.

За прошедшие пять лет командой проекта была проведена большая работа по переосмыслению и актуализации татарской эстрадной музыки, созданы аранжировки к сотням песен, входящих в сокровищницу музыкального искусства Татарстана, поставлены оригинальные шоу-номера. Проект открыл новые грани таланта популярных татарстанских эстрадных артистов и стал мощной стартовой площадкой для молодых дарований.

Но устроители фестиваля не ограничиваются только рамками татарской песни, хотя эти рамки очень широки. Так, в одном из фестивалей принимал участие танцевальный ансамбль «Street Jazz» под руководством Сергея Мандрика (Москва), виртуозно владеющий эстрадным танцем. Этот коллектив выступил и на шестом фестивале. А на пятом, впервые в истории татарской культуры, был представлен мюзикл современного композитора Эльмира Низамова «Алтын Казан» («Золотой казан») по либретто Рената Хариса в постановке Михаила Панджавидзе. Мюзикл получил широкий зрительский резонанс и вошел в лонг-лист Национальной премии «Золотая маска» как один из наиболее заметных спектаклей на российской театральной карте.

После Пятого фестиваля в январе 2020 года его концерт был повторен не где-нибудь, а в Карнеги-холле (Нью-Йорк, США) – успели до ковидных ограничений. Судя по откликам и показу концерта по телевизионному каналу ТНВ, успех был чрезвычайный. Москва тоже оценила по заслугам уровень фестивальных концертов – один из них был дан в Государственном Кремлевском дворце. И вот уже шестой «Ветер перемен»!

Программа его концертов включала в себя более тридцати татарских песен, как народных, так и написанных композиторами, в том числе, ныне живущими, например, такими известными, как Резеда Ахиярова и Эльмир Низамов. О чём татарские песни? В основном, о любви, как о всем понятном языке. Но красивые, проникновенные слова песен делают лирические зарисовки художественными: «В синем небе много звезд, но самая яркая – одна»; «Любовь приходит не только весной»; «Зачем ты растопила мое сердце, если не любишь меня?»; «Где же ты была? Почему я не увидел тебя, милая?»; «О моей любви к тебе расскажут соловьи»; «Стать любимой гармониста — мечта любой девушки»; «Тоскую по тем счастливым дням, когда встретил тебя, и больно, что тут же потерял» — это не названия песен, это строки из них. И когда их поют молодые, красивые, талантливые певцы, возникает ощущение, что эта безграничная любовь затопила не только сердца всех присутствующих в зале, но и сам зал, и площадь Свободы, на которой находится театр. Примечательно и то, что самим исполнителям нравится новый подход к известным песням и романсам.

В исполнительском успехе солистов «Ветра перемен» есть немалый вклад педагога по вокалу, Народной артистки России и Татарстана Венеры Ганеевой. Под её творческим руководством — в прошлом блистательной солистки Театра имени Джалиля, исполнявшей на его сцене Виолетту («Травиата»), Джильду («Риголетто»), Марфу («Царская невеста»), Мими («Богема») , Снегурочку («Снегурочка»), Зайтуну («Любовь поэта») и другие главные партии, а сейчас — заведующей кафедрой вокала Казанского государственного института культуры — проводилась работа по подбору репертуара и исполнителей, а также непосредственный репетиционный процесс.

В программе концерта были и сюрпризы: одну из песен – «Одно только слово» (музыка Рустема Яхина, слова Рената Хариса) – исполнила оперная певица, ведущая солистка Татарского театра оперы и балета Гульнора Гатина. А песню «Чувства юности» (музыка Шакира Мазитова, слова Галимзяна Сагидуллина) исполнили Гульнора Гатина и Руслан Сайфутдинов. Забавно, что Гатина исполняла эту песню в оперной манере, а её партнер – в эстрадной.

Но концерт «Ветра перемен» — не просто концерт, это еще и фантастическое зрелище: яркие многоцветные сполохи света с выходом каждого певца расцвечивают по-разному сцену и даже зал. Комбинации цветов и цветовые узоры — невообразимой красоты, поражаешься фантазии художника по свету Дмитрия Буряка (видео-контент, визуальная и техническая концепция «Q Stage Production» (Москва)!

Музыкальный руководитель фестиваля Вадим Эйленкриг основной задачей фестиваля считает формирование новой эстетики без потери основ национальной идентичности: «Чтобы донести свою идею, её не надо упрощать, нужно максимально качественно её преподнести. Убежден, что истинное искусство и мастерство завораживают».

Сегодня с полным основанием можно заявить, что самобытный проект «Ветер перемен» занял прочное место в культурной жизни Татарстана, стал долгожданным событием и праздником музыкального искусства. Естественно, что любое новаторство в искусстве вначале вызывает определённую настороженность, а потом становится традицией. Органичное слияние яркого национального наследия, новаторских решений и современных эстрадных веяний, объединение увлеченных и талантливых людей вокруг непреходящих национальных ценностей вывело татарскую песню на качественно новый уровень исполнения и популярности.

Автор фото — Татьяна Лепп

Купить различную офисную мебель, в том числе компьютерное кресло, стол, шкаф, можно не отрываясь от экрана монитора. Гипермаркет «ЛайфМебель» предлагает более 100 тысяч наименований, доставка по всей России.

реклама

вам может быть интересно

Антивоенное «Возвращение 2015» Классическая музыка