«Фауст» или «Маргарита»?

30.05.2013 в 20:10

Маргарита – Екатерина Гончарова, Мефистофель – Ильдар Абдразаков

«Фауст» Шарля Франсуа Гуно почти целиком состоит из номеров, обретших широкую популярность. «Ария с жемчугом», романс Зибеля, каватина Валентина, куплеты и серенада Мефистофеля, каватина Фауста, хор солдат и танцы «Вальпургиевой ночи» — все они ведут самостоятельную концертную жизнь.

В 1856 году композитор начал работать сразу над двумя новыми произведениями — «Иваном Грозным» и «Фаустом». «Грозный» вскоре был оставлен и впоследствии передан Жоржу Бизе, а «Фауст» заинтересовал директора Лирической оперы Леона Карвальо.

О ее премьере историк Жюль Комбарьё рассказывал:

«Опера не сразу завоевала симпатии публики. Сначала ее причислили к "ученой" музыке, а некоторые даже считали ее "непонятной".

Публика аплодировала только "арии с жемчугом" и хору солдат (перешедшему в партитуру "Фауста" из музыки уничтоженной Гуно оперы "Иван Грозный"; в последней этот отрывок изображал хор казаков)».

Пока во Франции современники упрекали оперу в излишней серьезности, в Германии ее предпочитали называть «Маргаритой», отдаляя тем самым от высокой трагедии Гёте.

Для этого есть основания.

Взаимоотношения Фауста с Мефистофелем отнюдь не находились в центре внимания композитора.

Фауст мог угодить в лапы Мефистофеля уже на второй минуте после поднятия занавеса, просто выпив яд. Но он его не выпил, ибо услышал... нет, не хор ангелов, как у Гёте, а девичью песню о щебете птиц и журчании ручейков.

Сокращения, неизбежные при переработке драматической пьесы в оперное либретто, сыграли с доктором злую шутку: между его проклятием любви и страстной просьбой к Мефистофелю вернуть любовь и молодость в опере проходит до смешного мало времени.

Не похоже, что Гуно сочувствовал герою, ради возвращения молодости готовому на все. Сам он говорил в старости:

«Я чувствую себя таким же молодым, как в 20 лет. Что в нас стареется — это квартира, жилец же не стареет никогда».

Главной героиней оперы действительно оказывается Маргарита, а все происходящие события оборачиваются испытаниями, которые ей выпало пройти. Потому и финал оперы не трагический, а триумфальный. Но только не для Фауста.

Анна Булычёва
Опубликовано в буклете XXI фестиваля «Звёзды белых ночей»

Премьера сезона. 19 июня, 10 и 11 июля в Мариинском театре. При участии Екатерины Гончаровой, Сергея Семишкура, Ильдара Абдразакова (19 июня). Постановка Изабеллы Байвотер

реклама

вам может быть интересно

Ренессанс шедевра Монтеверди Классическая музыка

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

коротко о важном

Театры и фестивали

Звёзды белых ночей

Персоналии

Шарль Гуно

Произведения

Фауст

просмотры: 2477



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть