В Большом зале консерватории стартовал новый сезон

Татьяна Любомирская, 08.09.2015 в 17:55

Дмитрий Маслеев

Кажется, остаток 2015-го, а, может быть, и весь 2016-й год пройдут под эгидой недавно завершившегося конкурса Чайковского. Два месяца назад отгремели его прощальные фанфары, затем короткое время отпусков, и вот Большой зал консерватории вновь гостеприимно распахнул свои врата. 4 сентября стартовал новый концертный сезон, но на сцене всё те же — лауреаты излюбленнейшего конкурса. Как будто и не расставались, честное слово!

Надо ли говорить, что в зале был аншлаг.

Поспособствовала тому ещё и старая добрая консерваторская традиция: первый концерт сезона бесплатный. Так что все, кому из экономии приходилось довольствоваться исключительно онлайн-трансляцией, наконец-то смогли приобщиться к искусству питомцев «Чайника» вживую.

Но таких «новичков» было немного. Напротив, аудитория напомнила вечер встреч выпускников: воссоединились после двухмесячного перерыва поклонники конкурсантов, завсегдатаи концертов, преподаватели, сотрудники и студенты консерватории. Большинство было знакомо друг с другом, люди приветливо улыбались и раскланивались. И все полны счастливого ожидания: наконец-то вновь можно погрузиться в трепетный мир музыкальных звуков, чего, признаться, летом не хватало.

А уж самих выступающих публика принимала как родных, — настолько привыкла она за конкурс к этим именам: Лукас Генюшас, Гайк Казазян и Дмитрий Маслеев. Из всех лауреатов на увертюрный концерт сезона пригласили именно их — выходцев из Московской консерватории. Вот и получилось, что концерт стал совсем уж родственным, добрым, тёплым.

Эффект сплочённости и семейственной камерности был достигнут ещё одним штрихом: не было антракта. Как будто встретились после долгой разлуки, всласть поговорили и разошлись, — без всякого чопорного перерыва.

У разлуки есть одна особенность: эмоции оседают, ум проясняется, и вот уже смотришь на человека новыми глазами.

Так, к этому вечеру конкурсный хмель выветрился, и мне выпала возможность заново познакомиться с творчеством вышеупомянутых музыкантов. И в очередной раз поразилась, — насколько каждый из них индивидуален. Трио абсолютно разных стилей и характеров.

Вечер открывал Лукас Генюшас, избрав для своего выступления Пятую сонату Бетховена и четыре миниатюры Шопена (по паре мазурок и вальсов).

Лукас Генюшас

Этот пианист ассоциируется у меня с этаким несокрушимым монолитом: всё очень чётко, классично, выверено. Для конкурса — это, наверно, хорошо, но для концерта такого ранга не хватает жизни, контакта с публикой. Во время прослушивания Лукаса меня не покидало ощущение, будто играет он по какому-то неписаному закону: Бетховен — венский классик, и вот вам от ноточки до ноточки то, как должно звучать произведение этой стилевой эпохи. А вот Шопен — совсем иное дело: получите, пожалуйста, агогику, чувства и т. д. Но эта продемонстрированная разница парадоксальным образом вызвала чувство однообразия.

Правильный музыкальный почерк Генюшаса довлел над разнообразием красок и эмоций.

Итоговый вердикт таков: хороший, добротный музыкант, но — «не мой».

Обладателя первой премии, Дмитрия Маслеева, организаторы концерта оставили, разумеется, напоследок (что ж, пианисту не привыкать, он завершал все туры). И сразу после Генюшаса на сцену вышел Гайк Казазян, занявший третье место в номинации «скрипка».

Гайк Казазян

Творчеством этого музыканта я заинтересовалась ещё до конкурса. Вот уж у кого просто поразительная взаимосвязь с публикой, и это выступление — лишнее тому подтверждение. Как музыкант и как человек Казазян отличается редкостным, если так можно выразиться, «не бьющим по глазам» обаянием: он нравится всем. В приоритетах музыканта, по-видимому, нет графы «поразить необычайной трактовкой, сверхвиртуозностью, сломать существующие стереотипы».

Исполнение его традиционное, но с огромным внутренним посылом к слушателю, с распахнутым настежь сердцем (почти как у горьковского Данко).

И слушатель очень чутко реагирует на то, что делается «для него». Открытость и эмоциональная наполненность Гайка делают счастливой публику; овации публики осчастлививают Гайка, который весь светится, выходя на поклон. Такой вот приятный замкнутый круг.

Программа музыканта была составлена с ориентиром как на формат вечера, так и на предпочтения самого исполнителя, желающего разнообразить штампованный репертуар концертов. Обязательные «шлягеры» — «Воспоминание о дорогом месте» Чайковского и «Кампанелла» Паганини — обрамляли менее известную широкой публике «Фантазию» для скрипки и фортепиано Шумана.

Первое произведение настроило всех на лирический лад — инструмент пел и переливался всевозможными обертонами и оттенками; «Фантазия» сфокусировала внимание на малознакомой музыке, по-шумановски утончённой, и её технических сложностях, с которыми Гайк справился мастерски. И под конец — «Кампанелла»: звонкая, лучезарная, искрящаяся. Тембр скрипки послушно обратился перезвоном хрустальных бубенчиков.

Дмитрий Маслеев также остановил свой выбор на произведениях Чайковского и западноевропейских романтиков.

В заявленную часть его программы вошли сочинения с первого тура конкурса: 4 пьесы из опуса 72 Чайковского и «Дикая охота» Листа. Плюс — на радость восторженному залу — прозвучали «бисы»: «Танец феи Драже» из «Щелкунчика» и «Скерцо» из «Сна в летнюю ночь» Мендельсона.

Дмитрий Маслеев

В описании выступления Маслеева хочется только смиренно сложить руки и предоставить слово публике: столько хвалебных, экзальтированных возгласов раздавалось со всех сторон! Столько людей выстроилось у артистической, желая поздравить своего любимца! Столько цветов было преподнесено ему! Я порадовалась за Дмитрия — никому не известного пианиста, в один прекрасный день проснувшегося знаменитым.

Безусловно, он интересный музыкант, яркий и техничный. Исполнение его всегда искреннее, хотя в этот вечер не обошлось без небольших огрехов (чуточку качался темп в «Танце» из «Щелкунчика»; была некоторая неряшливость в педализации виртуозных фрагментов).

Дмитрий Маслеев не ошеломляет, но воодушевляет и располагает к себе.

Верю, что его карьера сложится достойно.

А пока что пианист наравне с другими лауреатами конкурса Чайковского поприветствовал свою публику под покровом Большого зала. Новый сезон ознаменовался великолепным стартом, и впереди ещё столько всего увлекательного! В частности, Московская консерватория на всех парусах плывёт к своей юбилейной 150-летней дате, а значит — неизбежны новые встречи с её «национальными героями». Так что поплыли, дорогие слушатели. Все на борт!

Фото: tchaikovskycompetition.com

реклама

вам может быть интересно

Наше богатство Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть