Неделя с Моцартом

Екатерина Беляева, 22.01.2013 в 22:25

Моцартеум. Фото Екатерины Беляевой

24 января в Зальцбурге стартует традиционный зимний музыкальный фестиваль «Mozartwoche» («Неделя Моцарта»). Он приурочен ко дню рождения (27 января) зальцбургского гения и продлится 11 дней.

Организатор фестиваля — «Stiftung Mozarteum» (Фонд «Моцартеум»), ведающий кроме «Недели Моцарта» (проходит в январе с 1956), еще одним фестивалем современной музыки «Диалоги» (проходит осенью с 2006), библиотекой «Mozartiana», архивом Моцарта, исследовательским центром и его двумя домами-музеями (реконструированный Geburtshaus — дом где Моцарт родился, и оригинальный Wohnhaus — дом, где он жил).

История учреждения восходит к 1841 году,

когда по инициативе граждан Зальцбурга был создан «Dom-Musik-Verein und Mozarteum» — организация, которая устраивала концерты, и являла собой некое подобие учебного музыкального заведения. В 1844-м младший сын Моцарта Франц Ксавер передает в распоряжение «Ферайна и Моцартеума» находящиеся у него рукописи произведений отца, клавикорд и всю семейную библиотеку. В 1856-м в Зальцбурге отмечался сотый день рождения Моцарта. В праздновании приняли участие многочисленные деятели искусств того времени, а в Geburtshaus, который располагается по адресу Getreidegasse, 9, прошла первая посвященная Моцарту выставка.

Дома-музей Моцарта. Фото — Wolfgang Lienbacher

В 1870 был основан международный «Stiftung Mozarteum». С 1875 по 1907 усилиями фонда было организовано первое и самое полное на тот момент критическое издание произведений Моцарта (в лейпцигском издательстве «Breitkopf & Härtel»).

В 1914 по проекту мюнхенского архитектора Рихарда Берндля было построено здание «Mozarteum» (консерватория) с двумя концертными залами. Именно в нем проходят оба фестиваля, и в течение календарного года длится концертный сезон Зальцбурга. В нефестивальное время «Моцартеум» является фактически единственным местом, где проходят главные зальцбургские музыкальные мероприятия.

Сегодня имя «Моцартеум» носят три учреждения, располагающиеся под одной крышей,

— международный фонд, оркестр и музыкальная школа, которая с 1998 имеет статус университета.

Фото Зальцбург. Екатерины Беляевой

Зимний фестиваль исторически всегда был связан прежде всего с музыкой Моцарта. Концепция и формы менялись в зависимости от установок его руководителей. Отличались фестивали количеством исполняемой на них современной музыки, и присутствием или отсутствием театральной постановки оперы.

Последним заметным худруком феста был Штефан Паули, который в начале прошлого года перевелся из Зальцбурга в «Старую Оперу» во Франкфурте-на-Майне, а на его место был пригашен Марк Минковский. Директором концертных программ «Mozartwoche» стал 35-летний Матиас Шульц, он же с марта 2012-го — художественный и коммерческий директор «Stiftung Mozarteum». Оба лидера — не «новички» в Зальцбурге. Присутствие Минковского всегда было самым представительным именно на зимнем моцартовском фестивале, а Шульц и музыкальное образование (специальность — фортепиано) в «Моцартеуме» получил, после окончания вуза работал на летнем фестивале, в 2006-м юбилейном году вел проект «Mozart22» (выпуск DVD c 22 операми Моцарта), а в 2012-м подготовил всю концертную программу летнего фестиваля.

В преддверии «Mozartwoche-2013» Матиас Шульц ответил на несколько вопросов Belcanto.ru.

Матиас Шульц. Фото — Victoria Schaffer

— Зальцбург — традиционно удобное место для реализации проектов «композитор в резиденции». Спасибо присутствию хорошо сохранившихся старой и новой резиденций епископа, символов города, которые помогают творить миф. Время от времени то летний, то зимний фестивали «запускают» фигурально выражаясь «в резиденцию» живого композитора, и всесторонне знакомят с ним слушателей. Блистательные программы по этой части готовил экс-директор концертных программ летнего фестиваля Маркус Хинтерхойзер, и ваш предшественник Штефан Паули тоже старался заполучить к себе такого композитора. В прошлом году был Марк Андре. Полупровальный персонаж из мира актуальной музыки, но чтобы понять это, как раз и понадобились третьи, ночные отделения в концертах, где Андре показал весь спектр своих композиторских способностей. А кого вы предложите зрителям? Или идея с «резиденцией» вас не интересует?

— Очень интересует. Я буду представлять Иоганнеса Марию Штауда, недостаточно пока известного в Зальцбурге. Мы знакомы с ним лет десять. Лично для меня он является одним из самых значительных композиторов своего поколения (Штауд родился в Инсбруке в 1974 — прим. ред.). Он уже успел сделать много музыкальных открытий как в тональном, так и структурном плане. Штауд на самом деле пишет такую музыку, какую никто еще не слышал. Я заказал ему оркестровку фортепианной фантазии до-минор Моцарта. Премьера пройдет на фестивале. Кроме того, он написал крошечную вещицу для нашего нового детского оркестра, который будет дебютировать на «Неделе Моцарта». Заказать Штауду эту оркестровку я решился после того, как услышал его концерт для виолончели «Segue», который «вырос» из фрагмента произведения Моцарта, хранящегося в рукописном варианте в Собрании автографов в «Моцартеуме». Да, конечно, речь идет о «композиторе в резиденции».

— В программе фестиваля заявлены несколько концертов, которые пройдут в музеях Моцарта с привлечением исторических инструментов, принадлежащих знаменитому хозяину домов! Кто придумал это новшество, вы или Минсковский?

Марк Минковский. Marco Boggreve / Naïve

— Это не совсем новшество. Концерты в одном из музеев проходили и раньше, но, действительно, традиция прерывалась. Марк Минковский меня поддержал, когда я подумал вновь задействовать наши музейные площадки. И в танцмейстерском зале в доме, где жил Моцарт, устроить концерты не составило труда. А вот в доме, где он родился — труднее, но я все равно иду на это. Зрители — а их, к сожалению, поместится в этих крохотных домиках немного — услышат в действии два оригинальных инструмента Моцарта: скрипку и хаммерфлюгель. Я буду использовать эти раритетные концерты, билеты на которые были распроданы за пару дней после открытия продаж, чтобы представить молодых исполнителей.

— Было время, когда ваши коллеги по летнему зальцбургскому фестивалю делали тематические фестивали. Предстоящая «Неделя Моцарта» будет тематической?

— Нет. Я пропагандирую разнообразие. Хочу, чтобы интерпретации Моцарта были разноплановыми. Чтобы Венские филармоники с их волшебным звуком контрастировали с «оригинальным» звучанием «Луврских музыкантов» Марка Минковского или «Cercle de l’harmonie» Жереми Рорера. Интересно, что нам покажет Теодор Курентзис в компании с «венцами» — состоится его дебют со знаменитым оркестром, и я счастлив, что это пройдет на нашем зимнем фестивале. Я знаком с аутентичными трактовками опер Моцарта Курентзисом, поэтому соединил его с принципиально неаутентичным коллективом Венских филармоников. Еще мне нравится словосочетание «лаборатория Моцарта». В лаборатории можно «сталкивать» Моцарта с Моцартом, Моцарта с его современниками и нашими современниками. Марку очень нравится программа, которую мы придумали вокруг «Луция Суллы». Сейчас это редкоисполняемая опера, а когда-то все композиторы высказывались на тему, которую заявил Моцарт, сам подхватив ее от старших современников. На фестивале прозвучат опусы Иоганна Кристиана Баха и Паскуале Анфосси.

— Расскажите о детском оркестре. Зачем Зальцбургу понадобился еще один коллектив?

— Я лично заинтересован в его создании, и это не будет «еще один коллектив». Опыт показал, что преподавание музыки детям в Австрии и Германии базируется по большей части на индивидуальных занятиях ребенка. Считается, что оркестровый «стаж» детям противопоказан. При этом Моцарта считают слишком легким для детей и слишком трудным для взрослых. Посмотрим, что получится, когда 43 ребенка из Зальцбурга и баварских окрестностей сыграют программу для обычного взрослого оркестра. Мне кажется, что мир идей Моцарта, заложенных в его музыке, поможет детям как-то иначе раскрыться в профессии. Если затея окажется толковой, то будет особенно приятно, что произойдет это при полном фестивальном параде. Укрепит авторитет наших зальцбургских музыкальных школ — в особенности «Misicum Salzburg».

— Вы лично и фонд собираетесь сотрудничать с летним фестивалем?

— Обязательства концертного директора я с себя, разумеется, сложил, поскольку веду и фонд и «Неделю Моцарта», времени нет на что-то еще. Марк Минковский с «Луцием Суллой» будет нашим посланником на летнем фестивале. Я все-таки считаю, что в задачу директора входит сделать ведомый им фестиваль по возможности не похожим на все остальные, проходящие на той же территории. Каждый фестиваль в Зальцбурге должен добиваться максимального «профилирования».

Подготовила Екатерина Беляева

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

интервью

Раздел

классическая музыка

Театры и фестивали

Зальцбургский фестиваль

Персоналии

Марк Минковский, Вольфганг Амадей Моцарт

Словарные статьи

зальцбург

просмотры: 3727



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть