Неделя с Моцартом

Екатерина Беляева, 22.01.2013 в 22:25

Моцартеум. Фото Екатерины Беляевой

24 января в Зальцбурге стартует традиционный зимний музыкальный фестиваль «Mozartwoche» («Неделя Моцарта»). Он приурочен ко дню рождения (27 января) зальцбургского гения и продлится 11 дней.

Организатор фестиваля — «Stiftung Mozarteum» (Фонд «Моцартеум»), ведающий кроме «Недели Моцарта» (проходит в январе с 1956), еще одним фестивалем современной музыки «Диалоги» (проходит осенью с 2006), библиотекой «Mozartiana», архивом Моцарта, исследовательским центром и его двумя домами-музеями (реконструированный Geburtshaus — дом где Моцарт родился, и оригинальный Wohnhaus — дом, где он жил).

История учреждения восходит к 1841 году,

когда по инициативе граждан Зальцбурга был создан «Dom-Musik-Verein und Mozarteum» — организация, которая устраивала концерты, и являла собой некое подобие учебного музыкального заведения. В 1844-м младший сын Моцарта Франц Ксавер передает в распоряжение «Ферайна и Моцартеума» находящиеся у него рукописи произведений отца, клавикорд и всю семейную библиотеку. В 1856-м в Зальцбурге отмечался сотый день рождения Моцарта. В праздновании приняли участие многочисленные деятели искусств того времени, а в Geburtshaus, который располагается по адресу Getreidegasse, 9, прошла первая посвященная Моцарту выставка.

Дома-музей Моцарта. Фото — Wolfgang Lienbacher

В 1870 был основан международный «Stiftung Mozarteum». С 1875 по 1907 усилиями фонда было организовано первое и самое полное на тот момент критическое издание произведений Моцарта (в лейпцигском издательстве «Breitkopf & Härtel»).

В 1914 по проекту мюнхенского архитектора Рихарда Берндля было построено здание «Mozarteum» (консерватория) с двумя концертными залами. Именно в нем проходят оба фестиваля, и в течение календарного года длится концертный сезон Зальцбурга. В нефестивальное время «Моцартеум» является фактически единственным местом, где проходят главные зальцбургские музыкальные мероприятия.

Сегодня имя «Моцартеум» носят три учреждения, располагающиеся под одной крышей,

— международный фонд, оркестр и музыкальная школа, которая с 1998 имеет статус университета.

Фото Зальцбург. Екатерины Беляевой

Зимний фестиваль исторически всегда был связан прежде всего с музыкой Моцарта. Концепция и формы менялись в зависимости от установок его руководителей. Отличались фестивали количеством исполняемой на них современной музыки, и присутствием или отсутствием театральной постановки оперы.

Последним заметным худруком феста был Штефан Паули, который в начале прошлого года перевелся из Зальцбурга в «Старую Оперу» во Франкфурте-на-Майне, а на его место был пригашен Марк Минковский. Директором концертных программ «Mozartwoche» стал 35-летний Матиас Шульц, он же с марта 2012-го — художественный и коммерческий директор «Stiftung Mozarteum». Оба лидера — не «новички» в Зальцбурге. Присутствие Минковского всегда было самым представительным именно на зимнем моцартовском фестивале, а Шульц и музыкальное образование (специальность — фортепиано) в «Моцартеуме» получил, после окончания вуза работал на летнем фестивале, в 2006-м юбилейном году вел проект «Mozart22» (выпуск DVD c 22 операми Моцарта), а в 2012-м подготовил всю концертную программу летнего фестиваля.

В преддверии «Mozartwoche-2013» Матиас Шульц ответил на несколько вопросов Belcanto.ru.

Матиас Шульц. Фото — Victoria Schaffer

— Зальцбург — традиционно удобное место для реализации проектов «композитор в резиденции». Спасибо присутствию хорошо сохранившихся старой и новой резиденций епископа, символов города, которые помогают творить миф. Время от времени то летний, то зимний фестивали «запускают» фигурально выражаясь «в резиденцию» живого композитора, и всесторонне знакомят с ним слушателей. Блистательные программы по этой части готовил экс-директор концертных программ летнего фестиваля Маркус Хинтерхойзер, и ваш предшественник Штефан Паули тоже старался заполучить к себе такого композитора. В прошлом году был Марк Андре. Полупровальный персонаж из мира актуальной музыки, но чтобы понять это, как раз и понадобились третьи, ночные отделения в концертах, где Андре показал весь спектр своих композиторских способностей. А кого вы предложите зрителям? Или идея с «резиденцией» вас не интересует?

— Очень интересует. Я буду представлять Иоганнеса Марию Штауда, недостаточно пока известного в Зальцбурге. Мы знакомы с ним лет десять. Лично для меня он является одним из самых значительных композиторов своего поколения (Штауд родился в Инсбруке в 1974 — прим. ред.). Он уже успел сделать много музыкальных открытий как в тональном, так и структурном плане. Штауд на самом деле пишет такую музыку, какую никто еще не слышал. Я заказал ему оркестровку фортепианной фантазии до-минор Моцарта. Премьера пройдет на фестивале. Кроме того, он написал крошечную вещицу для нашего нового детского оркестра, который будет дебютировать на «Неделе Моцарта». Заказать Штауду эту оркестровку я решился после того, как услышал его концерт для виолончели «Segue», который «вырос» из фрагмента произведения Моцарта, хранящегося в рукописном варианте в Собрании автографов в «Моцартеуме». Да, конечно, речь идет о «композиторе в резиденции».

— В программе фестиваля заявлены несколько концертов, которые пройдут в музеях Моцарта с привлечением исторических инструментов, принадлежащих знаменитому хозяину домов! Кто придумал это новшество, вы или Минсковский?

Марк Минковский. Marco Boggreve / Naïve

— Это не совсем новшество. Концерты в одном из музеев проходили и раньше, но, действительно, традиция прерывалась. Марк Минковский меня поддержал, когда я подумал вновь задействовать наши музейные площадки. И в танцмейстерском зале в доме, где жил Моцарт, устроить концерты не составило труда. А вот в доме, где он родился — труднее, но я все равно иду на это. Зрители — а их, к сожалению, поместится в этих крохотных домиках немного — услышат в действии два оригинальных инструмента Моцарта: скрипку и хаммерфлюгель. Я буду использовать эти раритетные концерты, билеты на которые были распроданы за пару дней после открытия продаж, чтобы представить молодых исполнителей.

— Было время, когда ваши коллеги по летнему зальцбургскому фестивалю делали тематические фестивали. Предстоящая «Неделя Моцарта» будет тематической?

— Нет. Я пропагандирую разнообразие. Хочу, чтобы интерпретации Моцарта были разноплановыми. Чтобы Венские филармоники с их волшебным звуком контрастировали с «оригинальным» звучанием «Луврских музыкантов» Марка Минковского или «Cercle de l’harmonie» Жереми Рорера. Интересно, что нам покажет Теодор Курентзис в компании с «венцами» — состоится его дебют со знаменитым оркестром, и я счастлив, что это пройдет на нашем зимнем фестивале. Я знаком с аутентичными трактовками опер Моцарта Курентзисом, поэтому соединил его с принципиально неаутентичным коллективом Венских филармоников. Еще мне нравится словосочетание «лаборатория Моцарта». В лаборатории можно «сталкивать» Моцарта с Моцартом, Моцарта с его современниками и нашими современниками. Марку очень нравится программа, которую мы придумали вокруг «Луция Суллы». Сейчас это редкоисполняемая опера, а когда-то все композиторы высказывались на тему, которую заявил Моцарт, сам подхватив ее от старших современников. На фестивале прозвучат опусы Иоганна Кристиана Баха и Паскуале Анфосси.

— Расскажите о детском оркестре. Зачем Зальцбургу понадобился еще один коллектив?

— Я лично заинтересован в его создании, и это не будет «еще один коллектив». Опыт показал, что преподавание музыки детям в Австрии и Германии базируется по большей части на индивидуальных занятиях ребенка. Считается, что оркестровый «стаж» детям противопоказан. При этом Моцарта считают слишком легким для детей и слишком трудным для взрослых. Посмотрим, что получится, когда 43 ребенка из Зальцбурга и баварских окрестностей сыграют программу для обычного взрослого оркестра. Мне кажется, что мир идей Моцарта, заложенных в его музыке, поможет детям как-то иначе раскрыться в профессии. Если затея окажется толковой, то будет особенно приятно, что произойдет это при полном фестивальном параде. Укрепит авторитет наших зальцбургских музыкальных школ — в особенности «Misicum Salzburg».

— Вы лично и фонд собираетесь сотрудничать с летним фестивалем?

— Обязательства концертного директора я с себя, разумеется, сложил, поскольку веду и фонд и «Неделю Моцарта», времени нет на что-то еще. Марк Минковский с «Луцием Суллой» будет нашим посланником на летнем фестивале. Я все-таки считаю, что в задачу директора входит сделать ведомый им фестиваль по возможности не похожим на все остальные, проходящие на той же территории. Каждый фестиваль в Зальцбурге должен добиваться максимального «профилирования».

Подготовила Екатерина Беляева

реклама

вам может быть интересно

Gustavo el Grande Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

интервью

Раздел

классическая музыка

Театры и фестивали

Зальцбургский фестиваль

Персоналии

Марк Минковский, Вольфганг Амадей Моцарт

Словарные статьи

зальцбург

просмотры: 3457



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть