Кадетский корпус у озера лебедей

В Большом театре начались выступления Королевского балета Великобритании

26.06.2003 в 14:46

Нынешние гастроли Королевского балета Великобритании приурочены к 450-летнему юбилею англо-российских отношений. В 1553 году английский мореплаватель Ричард Ченслер, написавший впоследствии уникальные записки о Московском государстве, получил от Ивана Грозного грамоту на право свободной торговли с Россией. В тот же год в Англии была создана торговая «Московская компания», завязались оживленные дипломатические отношения. Знаменательно, что и сегодня начало гастролей Ковент-Гардена предваряет первый официальный визит в Великобританию российского Президента.

Королевский балет всегда имел преданных покровителей из членов королевской семьи. До недавнего времени президентом Королевского балета являлась Ее Королевское Высочество принцесса Маргарет. После ее кончины почетным президентом стал принц Чарльз.

Танцевальная труппа легендарного Ковент-Гардена приехала в Москву в третий раз. Гастроли 1961 года впервые познакомили российскую публику со строгим и изысканным английским стилем. Тогда танцевали Марго Фонтейн, Надя Нерина, Светлана Березова, Дэвид Блэр. На заре отечественной оттепели англичане показали никогда не шедшую в России «Жар-птицу» Михаила Фокина, которую для Королевского балета возобновляла Тамара Карсавина. Второе турне 1987 года включало трехактный балет Макмиллана «Манон» на музыку Массне и вечера одноактных балетов.

В этот раз труппа приехала в Россию в полном составе — 85 человек. С 20 по 29 июня гости из туманного Альбиона выступят в двух гала-концертах, покажут «Лебединое озеро» и оригинальные спектакли. На открытии танцевали дивертисмент из старого доброго балетного репертуара и одноактные балеты: бессюжетный «Трист» Кристофера Уилдона, представляющего современную хореографию Ковент-Гардена, на музыку Джеймса Макмиллана и антивоенную «Глорию» (музыка Франсиса Пуленка, хореография Кеннета Макмиллана).

Молодой хореограф Кристофер Уилдон (в настоящее время является постоянным хореографом Нью-Йорк сити балле, но творческие контакты с родным Ковент-Гарденом не прерывает) явно вдохновлен баланчинским духом, его умением творить мизансцены, трансформировать одно и то же движение, наполняя его иными смыслами. На чистую страницу сцены «наносятся» строгие графические композиции.

«Глория» была поставлена мэтром балета Ковент-Гардена в память о жертвах Первой мировой войны. Этот балет-реквием, ликующий и скорбный, был показан и на предшествующих гастролях. Сегодня он не только не потерял актуальности, но, уже став классикой, наполнился жгучим дыханием современности.

Дивертисмент представил солистов и «репертуарный синопсис» афиши, любимой лондонцами, — фрагменты «Сильфиды», «Корсара», «Зимних грез» и «Таис». Поклонники Ирека Мухамедова, нашего бывшего соотечественника, порадовались самому факту встречи с бывшим Спартаком, пребывающим сегодня не в лучшей форме. Мухамедов танцевал па де де из балета «Зимние грезы» по чеховским «Трем сестрам», где необычайно хороша была его партнерша — трепетная и легкая испанка Тамара Рохо. В «Сильфиде», напротив, тон задавал партнер — датчанин Йохан Кобборг, как всегда поражавший мастерским владением техникой Бурнонвиля, ее блеском и ювелирной огранкой. Героем вечера заслуженно стал приглашенный солист Американского балетного театра Карлос Акоста, выступивший в па де де из «Корсара» — виртуозный, стремительный, легкий в прыжках.

Королевский балет по-хорошему консервативен и почитает классику. Русскую в том числе. Неведомая нам редакция «Лебединого озера» в постановке Энтони Доуэлла удивила и вызвала неподдельный интерес. Спектакль воссоздан по архивным записям спектаклей Петипа его учеником Николаем Сергеевым. Гарвардский архив не посещали и дискутировать об «аутентичности» не можем. Предложенный же спектакль напоминал сочинение грамотного отличника на тему: «Как я представляю закат девятнадцатого столетия в России». Представляет наивно: чопорные придворные дамы и подгулявшие офицеры во главе с задумчивым Зигфридом объясняются так, что зритель самого последнего ряда поймет, о чем мама просит сына или что он сам «говорит» товарищам (слава системе Станиславского!).

Лебединые же сцены лишены исторических посылов, как сами девушки-птицы — привычных пачек. Лебединое одеяние — длинные пышные юбки-перья, скрывающие линии любимых движений. Наивный принц Йохана Кобборга, коему жениться рановато, попадает в руки «расчетливой» Одетты-Одиллии, которую довольно схематично, без «душевных затрат» исполняет японка Мияко Йошида. Все поэтические переживания «достаются» Зигфриду, а его героиня с первого появления и до гибели в финале остается бесстрастной. Самый популярный балет золотого фонда с момента рождения не оставлял отечественных подмостков, а потому развивался поступательно и безостановочно. Переосмысливался много раз: и для нас уже не так важно, что Шута в премьере Л.Иванова — М.Петипа действительно не было, а пачки балерин отличались иным фасоном. Причудливый вариант гостей нам и не мог «глянуться» — слишком дороги, понятны и близки российские «Лебединые озера».

Во второй половине гастролей предстоит увидеть спектакли великих англичан — Фредерика Аштона и Кеннета Макмиллана. Трехактный балет «Майерлинг» и две программы одноактных балетов.

Заключительный гала-концерт 29 июня, на котором англичане выступят совместно с артистами Большого театра, обещает стать любопытным творческим состязанием звезд.

Состав Королевской балетной труппы интернационален: помимо англичан, здесь танцуют украинцы и датчане, японцы и аргентинцы.

Артистический директор Королевского балета Моника Мэйсон, в недавнем прошлом ведущая балерина театра, считает, что не столь важно, где родился и даже где учился танцовщик. «Важно то, насколько он способен „впитать“ английский классический стиль, который для наших питомцев является органичным». Насколько это получается у звезды советского балета Ирека Мухамедова, работающего в Ковент-Гардене с 1990 года, станет ясным после «Майерлинга» и «Дерева Иуды» — балета, поставленного Макмилланом специально для этого танцовщика.

Жаль, что Москва не увидит знаменитых солисток Ковент-Гардена англичанку Дарси Бассел и румынку Алину Кожокару, которые не приехали из-за травм. А парижанку Сильви Гиллем любителям балета посчастливится увидеть на фестивале «Белые ночи» в Петербурге, куда последует после московских выступлений и вся труппа. Будем наблюдать за мужским составом: Йоханом Кобборгом, Карлосом Акостой и бывшим киевлянином Иваном Путровым.

Елена Федоренко

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама





Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть