Комическая опера

Комическая опера — в широком смысле слова опера комедийного содержания (от лёгкой буффонады или фарса до серьёзной или высокой комедии), в узком - франц. opera comique, т. е. национальная разновидность комического оперного жанра.

Комическая опера как музыкально-театральный жанр складывалась по-разному в Италии, Франции, Англии, Германии и Австрии, Испании, России. В странах с развитой оперной культурой (Италия, Франция) комическая опера возникла позднее оперы-сериа и в значительной мере противостояла ей как более молодое, чуткое к действительности, широко воздействующее искусство.

В Италии 30-х гг. 18 в. это - опера-буффа, близкая комедии дель арте и неаполитанской диалектальной комедии; во Франции середины 18 в. комическая опера сближалась со спектаклями ярмарочного театра; в Англии - балладная опера, классический образец которой - «Опера нищего» (1728), пародировавшая итальянскую оперу-сериа, господствовавшую тогда в Лондоне; в Германии и Австрии - зингшпиль, сыгравший в 18 в. важную роль в утверждении национального оперного искусства; в Испании 18 - начала 19 вв. - тонадилья с её реалистическими, зачастую злободневными сюжетами. В России последней трети 18 в. возникновение комической оперы было связано с формированием национальной композиторской школы светского направления.

В каждой стране сохранялись некоторые формальные особенности комического оперного жанра: разговорные диалоги в зингшпиле, французской и русской комической опере (при различных проявлениях национальной песенности), речитативы, широкая ариозность и динамичные ансамбли в итальянской опере-буффа и т. д. Весьма широк и многообразен был круг тем комической оперы (избегались, как правило, античные и историко-легендарные сюжеты).

В Италии опера-буффа прошла путь от весёлой буффонады (Дж. Перголези) через сентиментально-морализирующую комедию (Н. Пиччинни) и разностороннюю поэтизацию комического начала (Дж. Паизиелло) к сатирической комедии (Дж. Россини). Во Франции - от бытового жанра через сентиментальную буржуазную мелодраму (Г. А. Монсиньи, А. Гретри) и поэтическое углубление (Гретри) к «опере спасения» (Л. Керубини, Ж. Ф. Лесюэр) и дальнейшему расширению концепций - от романтизации в произведениях A. Буальдьё и Ф. Обера вплоть до «Кармен» Бизе, по существу порвавшей с содержанием собственно комической оперы и сохранившей лишь её внешние формальные черты (разговорные диалоги).

Определение комической оперы как жанра повсюду связано с новыми тенденциями музыки и оперной драматургии: мелодический склад комической оперы обычно более близок бытовым и народным истокам, нежели склад опер-сериа, несложные на первых порах характеристики действующих лиц даны яснее и отчётливее (в опере-буффа они близки маскам), ариозный стиль значительно проще, ансамбли динамичнее, бытовая или местная обстановка обрисована конкретнее, иногда в колоритных подробностях. Всё это было связано с запросами новой, более демократической аудитории, с иным кругом сюжетов и образов в эпоху Просвещения.

Достижения комических оперных жанров (оперы-буффа, зингпшиля) были развиты и преобразованы B. А. Моцартом в его зрелых произведениях («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Похищение из сераля»), которые уже нельзя отнести полностью к этим жанрам.

Новую трактовку получила французская комическая опера в годы Великой французской революции, а в 19 в. почти одновременно достигла высот драмы в творчестве Ж. Бизе и превратилась в оперетту у Ж. Оффенбаха. Немецкий зингшпиль вырос до национальной романтической оперы в творчестве К. М. Вебера. Высочайшим образцом итальянской комической оперы стал «Фальстаф» Верди. Русская комическая опера, пройдя этап романтизации у А. Н. Верстовского и смыкаясь в начале 19 в. с водевилем, приобрела новые качества в искусстве классиков (М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков) и оказала влияние на творчество некоторых западно-европейских композиторов (Б. Сметана и др.). На Украине развивалась национальная комическая опера.

В 20 в. в различных странах в жанре комической оперы созданы многочисленные произведения; с комической оперой отчасти сближаются мюзикл как новый музыкально-театральный жанр, оперетта, музыкальная кинокомедия и др. Таким образом, развитие жанра, весьма последовательное в 18 в., осложняется в 19 в. и особенно в 20 в. взаимосвязями с другими музыкальными и синтетическими жанрами.

Литература: Ла Лоранси Л. де, Французская комическая опера XVIII в., пер. с франц., М., 1937; Русская комедия и комическая опера XVIII в., под ред. П. Н. Беркова, М.-Л., 1950.

Т. Н. Ливанова

реклама

вам может быть интересно

Романтизм Течения в искусстве
Тетралогия Термины и понятия

Главы из книг

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Basso ostinato, бассо остинато Термины и понятия
Хор Термины и понятия
Альт Термины и понятия
Пролог Термины и понятия
Микст Опера, вокал, пение
Классика музыкальная Термины и понятия
Дуэтный танец (дуэт) Балет и танец
Венгерская гамма Термины и понятия
Литургическая драма Церковная музыка
Киргизский балет Балет и танец

Реклама

Категории словаря

опера, вокал, пение

просмотры: 11890
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть