Прекрасное посвящение Кондрашину

Валентин Предлогов, 20.03.2014 в 21:43

Московский государственный академический симфонический оркестр п/у Павла Когана

7 марта 2014 в Большом зале Московской консерватории состоялся концерт к 100-летию выдающегося русского дирижёра Кирилла Петровича Кондрашина с участием Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана. Солировала выдающаяся пианистка отечественной школы Лилия Зильберштейн.

Программа была открыта ослепительным сиянием «Концертной увертюры» Кароля Шимановского

c её estatico, passionato и всем прочим в том же духе. Исполняя это раннее и предельно наполненное экспрессией сочинение замечательного польского композитора, МГАСО и Павел Коган преподнесли весь блеск его инструментовки, ничуть не уступающей в эффектности штраусовскому оркестровому письму.

Молодой Шимановский будто соревновался со своими старшими коллегами в мастерстве и праздничности звукового наряда, и его вещь вызывала аллюзии и на Вагнера, и на Рихарда Штрауса, и даже на только поднимавшегося как раз в те годы к своим симфоническим вершинам Скрябина. Воистину прекрасное посвящение Кондрашину!

Хотя в партитуре сочинения указано, что оно должно продолжаться 16 минут, маэстро уложил его в 12, то есть провёл на четверть быстрее, но энергия подачи оправдывала такие темпы, а оркестранты вполне справлялись со своими партиями.

Фортепианный концерт Эдварда Грига был преподнесён в более умеренных тонах

— настолько умеренных, что в таком исполнении отличался даже некоторой академичностью. Любопытно, что Лилия Зильберштейн иногда склонна к такой игре, которая больше подходит, допустим, венской классике или тем сочинениям, которые можно отнести к «строгой романтике» — например, вещам Брамса, классицистского склада сочинениям Шопена.

Так, ровно год назад я присутствовал на замечательном концерте Алексея Лундина с участием Зильберштейн, где исполнялись сонаты для скрипки и фортепиано Бетховена — вот это была полностью её стихия! Григ же, как мне кажется, даже в фортепианном концерте своём требует большей открытости, красочности, свежести. А так вышло, что под руками пианистки он больше походил на Брамса! О нет, сыграно было очень хорошо, но такую исполнительскую стилистику вряд ли можно было назвать «григовской».

Лилия Зильберштейн

Тем не менее, Лилия Зильберштейн и сегодня находится в прекрасной исполнительской форме:

техника выше всяких похвал, хорошие темпы, благородный звук, чувство меры.

В наши дни пианистка играет намного более мудро, не выдвигая на первый план, как раньше, «гремучие» басы унаследованной ею русской фортепианной школы и более последовательно и осмысленно выстраивая воплощаемую в звуке форму. Остаётся лишь помечтать, что когда-нибудь она сыграет в Москве сольный концерт.

Во втором отделении МГАСО и Павлом Коганом была исполнена Четвертая симфония Роберта Шумана.

Можно разделять мнение, что симфонии Шумана не принадлежат к лучшим его сочинениям, хотя среди их почитателей мы находим такого гиганта, как П. И. Чайковский, который, правда, высказывал неудовольствие шумановской инструментовкой и даже собирался переоркестровать его симфонии! Очень жаль, что великий русский композитор так и не собрался реализовать свой замысел, который обещал много интересного, но сама по себе мысль о неких «недостатках» авторской оркестровки была в ту эпоху широко распространена и муссируется в музыковедческих работах до сих пор.

Справедливо это или нет — вопрос дискуссионный, тем не менее, Павел Коган дал шумановскую 4-ю симфонию в авторской оркестровке, и

совершенно неожиданно произведение прозвучало настолько свежо и трепетно, что имело громадный успех.

Идя на этот концерт с некоторым предубеждением к шумановским симфониям, можно было рассчитывать, что всё самое интересное окажется в первом отделении, но такое предположение оказалось ошибочным! Именно 4-я симфония Шумана оказалась ядром вечера и именно она, несмотря даже на шикарное исполнение «Концертной увертюры» Шимановского, перетянула на себя основное внимание и прочнее всего закрепилась в памяти.

В медленном вступлении первой части симфонии дирижёр бережно преподнёс многоголосие, в котором уже проглядывал импульс дальнейшего стремительного движения и зародыш выразительных мелодических ходов, на которых строилось дальнейшее развитие.

Дирижёр мастерски использовал резкие темповые сдвиги, не обозначенные в партитуре,

но напрашивающиеся при исполнении этого романтического сочинения, и был в этом отношении органичен и предельно убедителен.

Трактовка передавала типично шумановскую тревожную взволнованность.

Небольшая вторая часть, «Романс», отмеченная напевностью и прозрачностью фигураций, исполнительски была изложена в импровизационной манере с изящными rubati.

Главная тема третьей части, «Скерцо», отличалась суровой сдержанностью,

темп был очень умеренный, а лирическая тема прозвучала ещё более сдержанно с локальными замедлениями, но светло и возвышенно. Великолепно был подан последний раздел третьей части, по сути дела являющийся переходом к финалу — уже не в характере скерцо, а как напоминание о тревогах первой части и подготовка четвертой.

Из него очень логично выводились триумфальные аккорды начала финала и некоторые его тематические решения. На гранях формы последней части очень эффектно слушались статичные аккорды, обрываемые на мощно нарастающей динамике — как лучи света, пронзающие тьму. Финалу был присущ жизнеутверждающий характер, а молниеносная кода Presto воспринималась как неудержимый радостный вихрь, сметающий остатки мрака.

Форма симфонии в целом была выстроена дирижёром как символическое выражение развития художественного настроения,

эволюционировавшего от тревог и метаний первой части через чувственность Романса и суровость Скерцо к радостной устремлённости финала.

Программа вечера отличалась единством драматургии и была выстроена очень сбалансированно, позволив оркестру и дирижёру проявить себя хотя и в рамках романтической, но весьма дифференцированной внутри жанра стилистики, в результате чего были ярко выявлены индивидуальные особенности каждого композиторского стиля.

реклама

вам может быть интересно

Наследники по прямой Классическая музыка

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть