Владимир Васильев рассказал притчу о вере, надежде и любви

Анна Наумова, 17.04.2015 в 13:57

Автор фото — Леонид Бобылев

На сцене Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля прошла премьера спектакля по мессе си минор Иоганна Себастьяна Баха. Постановщиком выступил легендарный танцовщик и хореограф Владимир Васильев. Теперь спектакль увидит Первопрестольная, он будет показан на исторической сцене Большого театра — родной сцене постановщика.

Мечты сбываются

Как рассказывает сам Владимир Васильев, мечтать о постановке мессы Баха он начал несколько десятилетий назад, когда попал в Италию и вдохновился воздушностью и красотой итальянских церквей. Тогда родилась идея поставить спектакль на мессу си минор Баха на площади святого Петра в Ватикане. По замыслу Васильева, зрелище должно было быть гранзиозным, в нем должны были участвовать и хоры, и кордебалет, и солисты с разных континентов.

Увы, воплотить замысел в Италии не удалось, как не удалось найти ни одну площадку в России.

Фрагменты мессы Баха прозвучали в фильме «Фуэте», где Васильев сыграл хореографа. Театры же молчали. Очевидно, они пугались недешевого проекта, технически сложного в воплощении. Рискнул директор только одного российского театра — казанского. И, забегая вперед надо сказать, что художественное чутье в очередной раз не подвело Рауфаля Мухаметзянова.

Определить видовую принадлежность спектакля Васильева так вот сразу затруднительно. На сцене хор, оперные певцы, балет, оркестр. Сам Васильев назвал свой спектакль притчей-феерией. Возможно, стоит прислушаться к формулировке автора. Видеоряд спектакля оформился, когда постановщик увидел необычные рисунки художницы Светланы Богатырь, творящей свою Вселенную.

Васильев назвал свой спектакль последней строчкой мессы «Dona nobis pacem», что означает «Даруй нам мир».

И трактовать эту строчку можно двояко, как «Даруй нам мир без войн, Господи» и как «Даруй нам эту землю, эту Вселенную, этот космос, все то, что Ты сотворил для нас». Обе просьбы перекливаются и наполнены желанием света и добра.

Впрочем, по-другому у Владимира Васильева и быть не могло. Про него можно по-праву сказать словами Александра Блока: «Он весь — дитя добра и света, он весь — свободы торжество». Васильев — человек плоть от плоти русской культуры, являясь при этом «человеком мира». Русская культура никогда не загоняла человека в угол, ей несвойственно смакование пороков. Она дает людям надежду, ее краеугольные камни — любовь и вера. И все это есть в католической мессе Баха, которая в силу таланта композитора стала явлением общечеловеческим.

Алгебра и гармония

Именно об этом общечеловеческом и ставил свой грандиозный спектакль Владимир Васильев. Философская идея единения людей, потому что все живущие на земле рождаются, любят, теряют и обретают, лежит в основе замысла.

…Сквозь прозрачный занавес мы видим сидящий на сцене хор, дирижер (маэстро из Нидерландов Винсент де Корт) медленно поднимает руки. Сегодня он — главный рассказчик притчи. И возникает вихрь, кружатся цифры и ноты, рождается Вселенная.

Идеально выполненная компьютерная графика основана на фантазиях Светланы Богатырь. Автор сценографии Виктор Герасименко выстроил на сцене большой постамент для хора и оркестра, центром композиции стал гигантский шар — прообраз не только земли, но и планет вообще. А цифры и ноты, из которых возникают фигуры, — это та самая алгебра и гармония, те самые антиподы, рациональное и поэтическое, без чего мир был бы не интересен.

Сюжет спектакля прост и сложен одновременно.

Гигантский взрыв, зарождается Вселенная, зарождается земля, на которой рождается человек. Он весел и беззаботен — он еще ребенок. Он растет и обретает любовь. Радость взаимного чувства сменяется горечью непонимания, а потом один из любящих уходит в мир иной. Но человек обретает мудрость и понимает, что уход не конечен, единый Бог даст возможность душам встретиться. Душа бессмертна, в каждом из нас есть частичка Бога.

Эта притча рассказана нам хором (великолепная работа подопечных Любови Дразниной заслуживает отдельной благодарности), солистами — Агундой Кулаевой, Алексеем Татаринцевым, Максимом Кузьминым-Караваевым и Эмилией Ивановой. Но Васильев — хореограф, а посему большая нагрузка в спектакле ложится на солистов балета. Это Кристина Андреева и Антон Полодюк, Аманда Гомес и Михаил Тимаев, Мидори Тэрада и Коя Окава.

Васильев проставил спектакль, который без преувеличения можно назвать событием в мире музыкального театра.

Объединив пластику, музыку и пение он создал действо, близкое каждому из сидящих в зале.

Он показал взросление души человека, человека, в светлое начало которого он верит.

Два премьерных спектакля прошли в Казани при аншлагах и завершались длительными овациями зала. 18 апреля на исторической сцене Большого театра будут чествовать Владимира Васильева — ему исполняется 75 лет. В этот вечер юбиляр представит свой спектакль «Даруй нам мир», который сыграют казанцы. Кстати, в Казани его в недалеком будущем ждет еще одна работа, Владимир Васильев будет ставить здесь самую печальную повесть на свете — «Ромео и Джульетту».

Автор фото — Леонид Бобылев

реклама

вам может быть интересно

Йонас Кауфман в Петербурге Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

балет

Театры и фестивали

Татарский театр оперы и балета

Персоналии

Иоганн Себастьян Бах, Владимир Васильев

Произведения

Месса си минор

просмотры: 2773



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть