«Дирижер должен служить музыке»

Хетаг Тедеев

Шесть дней за дирижерский пульт знаменитого Академического симфонического оркестра Московской филармонии вставали участники Международного дирижерского мастер-класса профессора Юрия Симонова. С самым юным дирижером — 17-летним Хетагом Тедеевым из Северной Осетии — беседовала корреспондент Belcanto.ru.

— Почему ты решил стать дирижером?

— Я никогда не думал не то, что дирижером стать, музыкантом. Пел в хоре, играл на фортепиано. Потом, по совету моего педагога по фортепиано, начал заниматься дирижированием у замечательного осетинского композитора и дирижера Тамерлана Хосроева. Так получилось, сложилось, но я очень рад всему этому.

— Что важно для дирижера?

— Много читать, много слушать, видеть, общаться с интересными людьми — целый комплекс.

— Из личных качеств?

— Главное — концентрация.

— Как она происходит?

— Дирижер обязан влюбиться в изучаемое им произведение, даже если эта музыка ему не очень нравится. Бывают, разумеется, случаи, когда дирижеру приходится исполнять такие опусы. Самое главное и важное, как говорил Мравинский, ощутить атмосферу произведения.

— Есть у тебя любимые дирижеры?

— Евгений Мравинский. Его записи — мои любимые. Вся жизнь этого артиста — высокий образец служения Музыке.

— Кого выделишь среди других?

— Артуро Тосканини, Фриц Райнер, Отто Клемперер, Эрнест Ансерме, Сержиу Челибидаке — недавно открыл для себя этого совершенно гениального дирижера, Николай Голованов, Евгений Колобов, Евгений Светланов, и не могу не сказать об искрометном Геннадии Рождественском.

— А как же, земляк — Валерий Гергиев?

— Валерий Абисалович, безусловно, — величайший дирижер современности, ярчайшая личность. У него есть чему поучиться!

— Можешь назвать, близкие тебе трактовки дирижеров?

— У Рождественского, скажем, музыка ХХ века — потрясающее исполнение, Мравинского — толкования Бетховена, Чайковского, Шостаковича, а Сержиу Челибидаке — романтическая музыка, совершенно потрясающее проникновение. Но есть ещё великое множество интересных записей гениальных маэстро, с которыми мне только предстоит познакомиться.

— А как произошло знакомство с Юрием Симоновым?

— Мы встретились до мастер-класса. Такое счастье мне выпало, что в моей жизни появился маэстро Юрий Симонов. Он – дирижер колоссального масштаба, обладающий совершенной мануальной техникой и бесценным опытом. Юрий Иванович — один из очень немногих «виртуозов палочки». Я посещал его интереснейшие репетиции с оркестром здесь. Приезжал несколько раз. Потом, он сам мне позвонил и предложил принять участие. Я конечно с радостью согласился, потому что такая возможность выпадает, наверное, раз в жизни.

— Что ты открыл для себя в ходе Международного мастер-класса?

— Самое главное – самозабвенное отношение к музыке, страстная увлеченность тем, чем ты занимаешься. Юрий Иванович говорил нам: «Дирижер должен служить Музыке так же, как священник служит Богу». Наверное, это должно быть девизом каждого дирижера.

— Как тебе ребята?

— Все талантливые, яркие, увлеченные музыкой, и я, действительно, многому научился и в общении с ними, и когда смотрел, как они дирижируют.

— Больше, когда читал, слушал по их совету или в живом общении?

— Конечно, когда вживую общаешься и смотришь — это оставляет более глубокий след душе. Живое общение, конечно, куда приятнее, интереснее и увлекательнее. Хотя, и когда читал, слушал, наверное, тоже, но меньше.

— Понравилось?

— Очень. Всё было чудно: и маэстро, и оркестр, и участники. К тому же стоит отметить блестящую организацию Курса.

— Что изменится в твоей работе по возвращении в Северную Осетию?

— Многое в мануальной технике, но больше в подходе к музыке.

— Какими произведениями будешь дирижировать?

— Сейчас трудно сказать. Думаю, это зависит от обстоятельств.

— Был на концерте Национального молодежного симфонического оркестра США?

— Нет, к сожалению, не успел. Не было времени, ни одной свободной минуты. Мастер-класс — десять часов в день.

Амага Готти (заслуженная артистка Южной Осетии и РСО — Алания):

— Первый раз я с Хетагом Тедеевым познакомилась на сцене Владикавказской тогда государственной филармонии. И вот мы приехали в Южную Осетию. С Хетагом концерт сольный привезли. Какие бурные овации вы сейчас здесь услышали, точно также нас не отпускали со сцены и там. Он потрясающе чувствует Рихарда Вагнера. Мы с ним делали как раз музыку этого композитора, и его трактовка была очень грамотной. Очень скромный, интеллигентный, но при этом очень яркий и музыкальный. Ничего лишнего не делает, идет от музыки. Он весь в музыке, в процессе. Я вспоминаю, какой у нас тандем на сцене тогда потрясающий был: я — оркестр — Хетаг Тедеев и зал. Это что-то. И, в конце-концов, мы поняли, что совершили какое-то чудо. Хетаг Тедеев — действительно уникальный от Бога дирижер. Ему надо просто много еще работать, совершенствоваться, как нам всем творческим людям: музыкантам, певцам, дирижерам, но я считаю, что скоро Европа узнает его. Горжусь, что у меня такой земляк.

реклама

вам может быть интересно

Из закромов «Мелодии» Классическая музыка