Музыкальный ликбез

Арт-ведомство «Ликбез» проведет свой первый интерактивный концерт в стенах московского зала «Зарядье». Специальным гостем мероприятия станет известная пианистка, лауреат молодежной премии «Триумф» Полина Осетинская. «Ликбез по классике» пройдет в рамках реализации гранта Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

Концерт 20 ноября будет исследовать классическую музыку как явление. На примере произведений четырёх выдающихся композиторов – Баха, Бетховена, Шумана и Шостаковича – слушателям объяснят, что такое музыкальный язык, и о чем каждый из этих гениев «говорил» в своё время. Гости мероприятия смогут узнать, почему музыку Баха называют музыкальным Евангелием, и есть ли что-то общее между Бетховеном и Наполеоном.

В преддверии концерта мы поговорили с его организаторами — Анной Паклиной и Инной Смирновой. Анна — пианистка и музыковед, а Инна — продюсер, обе они стали соавторами просветительского проекта в области классической музыки. Этот проект девушки придумали, чтобы знакомить широкую публику с классикой и прививать современной молодежи любовь к классической музыке.

— Это ваш первый интерактивный концерт в зале «Зарядье», а с чего вообще началась история проекта?

Анна Паклина: Началась с домашних посиделок — мы собирались с друзьями в доме у Инны, говорили о музыке, играли домашние концерты, обсуждали разные насущные проблемы. Например, что можно сделать, чтобы интерес молодежи к классике возрос. Потом мы провели первый концерт в культурном центре «Дом на Патриарших» — есть такое местечко с потрясающе красивым видом на пруды в самом центре Москвы. Это стало нашим первым шагом к аудитории шире нашего дружеского круга.

Инна Смирнова: Предстоящий концерт — наше первое мероприятие в зале такого масштаба. Обычно мы выбираем более камерные площадки, где возможен зрительный контакт и диалог с каждым слушателем. Из этого, по сути, и возник проект — из дружеских диалогов о музыке на кухне после концерта. Сейчас мы очень рады, что этот формат, где исполнение совмещается с рассказом о музыке, находит поддержку престижных залов и крупных музыкантов.

— А ваша личная история любви к классической музыке?

Инна Смирнова: Она началась с музыкальной школы. И к счастью, не закончилась там же, как у большинства детей. Это редкость, когда в школе могут действительно увлечь музыкой, хотя по нашим наблюдениям, дети как раз самые восприимчивые слушатели… Благодаря музыкальной школе у меня сформировался вкус. Но я люблю не только классику, для меня музыка – это способ откалибровать своё состояние. Под джаз мне в голову могут приходить нестандартные идеи, Малер помогает мыслить масштабнее, Бетховен добавляет смелости, а под второй концерт Рахманинова я часто плачу. И под то, что играет в такси – тоже.

Анна Паклина: Моя история началась, наверное, в раннем детстве — у моих родителей была прекрасная коллекция винила с редкими и необычными записями. Папа рассказывал, как он иногда делал выбор между обедом в столовой и новой пластинкой в пользу последней. Там было много всего интересного — Караян и Рождественский, Шнитке и Губайдулина, и джаз, и «Битлз», и «Роллинг Стоунз» — коллекция была огромная. Я выросла в доме, где звучала музыка. Потом меня довольно рано отдали в подготовительную музыкальную секцию, затем уже в музыкальную школу. Замечу, что на начальном этапе к фортепиано я не сильно тяготела и занималась не так много, как следовало. Я тогда больше пела — мы с Инной ходили к одному и тому же педагогу по вокалу. Возможно, если бы я у нее осталась — моя судьба сложилась бы по-другому. Но я перешла в престижное учебное заведение, где голос мне зажали. В то время я встретила потрясающего педагога по фортепиано Марину Рэмовну Ильину, которая привила мне любовь к музыке. Также не могу не вспомнить доцента Московской консерватории Ольгу Юрьевну Приз (Филатову), которая дала мне очень много в плане профессионального развития, я ей бесконечно благодарна за это.

— В концерте примет участие Полина Осетинская. Почему выбор пал на нее?

Анна Паклина: Полина — феноменальная пианистка и очень яркая музыкальная личность. На мой взгляд, сегодня многие академические исполнители похожи друг на друга — в силу консервативного музыкального образования, в силу каких-то еще существующих десятилетиями традиций. Эти музыканты потрясающе играют, у них высочайший уровень профессионализма, но одно выступление так похоже на другое... А Полина — ярчайшая индивидуальность, и это находит отражение в ее исполнительстве. Слушать ее всегда интересно. Кроме того, она чувствует современные тренды и готова экспериментировать, чтобы добиться внимания современной публики. Не все в консервативном музыкальном мире готовы к новым форматам.

— Дайте совет слушателю: как научиться по-настоящему слушать и любить классическую музыку.

Инна Смирнова: Мы сильнее любим то, что хорошо знаем, это известный факт. Если интересоваться историями, которые стоят за музыкой, то будет увлекательнее слушать. А ещё знакомиться с музыкантами! Как правило, это люди, которые безумно влюблены в музыку, и это очень заразно. В этом тоже один из секретов успеха «Ликбеза».

Анна Паклина: Развивая дальше мысль Инны, замечу, что музыка — достаточно сложный язык, недаром музыканты так долго учатся. Хотя, конечно, какие-то универсальные советы слушателям дать можно. Классическая — это явно не та музыка, которую можно слушать фоном в машине. Она, как хорошая глубокая книга или авторское кино, требует внимания и сосредоточенности. Если вы идете на концерт, нужно постараться сконцентрироваться и разобраться в том, что происходит. Как минимум, изучить программку, а лучше еще почитать дополнительные источники. Такой подход применим не только к музыке. Ведь можно пойти в картинную галерею и просто руководствоваться принципом нравится-не нравится, а можно разобраться в предмете и начать воспринимать искусство на другом, более качественном уровне.

— Каких композиторы, по-вашему мнению, внесли значительный вклад в историю классической музыки?

Анна Паклина: Сложно ответить однозначно на этот вопрос. Наверное, это все те имена, которые вошли в историю классики, и которые мы с вами прекрасно знаем. Бах, Бетховен, Моцарт… Другое дело, что кто-то, кто был пионером своего времени и развивал новое направление остался в истории своего рода одиночкой. К примеру, Скрябин двигался в своём направлении, у него были и есть поклонники и последователи, но все же оно оказалось тупиковым. Другой пример – Прокофьев, творческие идеи которого получили дальнейшее яркое развитие.

Инна Смирнова: Есть такое понятие «сверхгений» — это человек, опередивший своё время. Кстати, так называлась наша самая первая концертная программа в рамках проекта «Ликбез», которая была посвящена Баху, Бетховену и Вагнеру.

— А что посоветуете слушать детям, чтобы формировать музыкальный вкус?

Анна Паклина: Есть прекрасные и светлые композиторы, такие как Моцарт. Потом Бах — пожалуй, он на все случаи жизни. Балеты Чайковского, Григ. Пожалуй, не стоит маленьким детям ставить симфонии Шостаковича. Мне думается, что не надо давать слушать тяжелую драматичную музыку… Не буду оригинальной, если скажу, что есть специально написанные для детей сочинения, будь то «Петя и Волк» или «Щелкунчик», хотя с последним не всё так однозначно.

Инна Смирнова: Мне кажется, что влияние специальных обучающих приемов несколько преувеличено. Музыкальный вкус ребёнка начинает формироваться на основе того, что звучит дома. Поэтому важно обратить внимание на музыкальный вкус родителей. Кстати, музыка из детских сказок и балетов — тоже чудесный старт. У нас есть замечательный семейный концерт, в котором дети сами играют в персонажей произведений. А в скором времени мы запустим специальный детский «Ликбез», где ребята через контакт с музыкой будут развивать чувство ритма, эмоциональный интеллект и даже смогут почувствовать себя дирижерами!

Беседовала Анастасия Волкова

На фото: Инна Смирнова и Анна Паклина

реклама