Концерты в Московской консерватории

Большой зал Московской консерватории. Фото — mospat.ru

Большой зал Консерватории

«Сказки симфонического оркестра»

13 апреля, воскресенье, 14.00

Симфонический оркестр студентов Московской консерватории
Дирижёр — Вячеслав ВАЛЕЕВ

Непредсказуемый и озорной Вячеслав Валеев известен как безудержный весельчак, балагур и любимец детской публики. Всякий раз, появляясь на сцене, он вовлекает юных зрителей в фантастические путешествия по неведомым музыкальным просторам.

13 апреля в Большом зале первый маг и волшебник Консерватории представит очередную серию веселой классики. На этот раз он отправляется вместе со своими верными друзьями-авантюристами — детьми, родителями и Симфоническим оркестром Московской консерватории – в гости к сказке.

«Одну простую сказку, а, может, и не сказку, а, может, не простую… сейчас вам расскажу!», — обещает Вячеслав Валеев. «А кто же герои?», — робко спросят родители. — «Белоснежка и Гномы, Шехерезада и Алладин, Чебурашка и Гена!». И многие другие. Приготовьтесь к незабываемому путешествию в заколдованное, сказочное королевство, ведь с дирижёром консерваторской сказки волшебство в искусстве не наказуемо.


Малый зал Консерватории

Вечер фортепианной музыки

13 апреля, воскресенье, 19.00

Елена РИХТЕР (фортепиано)

В программе:
Шопен – 24 прелюдии, соч. 28
Лист – Соната си минор, S. 178

Заслуженная артистка России, профессор Московской консерватории, пианистка Елена Рихтер продолжает традиции фортепианной школы «Генриха Великого» — своего выдающегося наставника Генриха Густавича Нейгауза.

«Нейгауз — вершинная точка, подобно жерлу вулкана извергала и излучала столько живительной энергии, что вокруг (и далеко вокруг!) зарождалась новая жизнь», — пишет Е. Рихтер в «Воспоминаниях о Нейгаузе».

Унаследовав дух школы Нейгауза, исполнительница является одной из самых эмоциональных и утонченных пианисток современности. Именно поэтому основу её репертуара составляют сочинения композиторов-романтиков.

13 апреля в Малом зале Консерватории пройдёт сольный концерт Е. Рихтер, посвящённый творчеству двух ярчайших представителей романтической эпохи — Фредерика Шопена и Ференца Листа. В её исполнении прозвучит цикл, признанный подлинной «энциклопедией романтизма», — 24 шопеновских прелюдии. А завершит концерт си-минорная соната Листа, которую принято называть «Фаустовской».


«Памяти Татьяны Петровны Николаевой»

17 апреля, четверг, 19.00

Марина ЕВСЕЕВА (фортепиано)
Александр ЗАГОРИНСКИЙ (виолончель)
Наталья ЗАГОРИНСКАЯ (сопрано)
Мария ЛАЗАРЕВА (скрипка)

В программе:
П. Чайковский
– Три пьесы из цикла «Времена года» (Транскрипция для фортепианного трио А. Гедике)
– Шесть романсов
– «Размышление», соч. 72. Переложение для виолончели и фортепиано
– Pezzo capriccioso, соч. 62
Т. Николаева – Поэма для виолончели и фортепиано
П. Чайковский – Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ля минор «Памяти великого художника», соч. 50

Татьяна Николаева (1924 – 1993) — уникальная личность в истории российской музыки, сочетавшая разные грани профессии музыканта. Выдающаяся пианистка, она стремительно «ворвалась» в артистический мир, включив в 1947 году в программу дипломного экзамена все 48 прелюдий и фуг Баха. С той поры и до ухода из жизни в 1993 году Татьяна Николаева поражала масштабностью идей, необычным репертуарным вектором, где преобладали сложнейшие фортепианные циклы. «Моё увлечение циклами, — говорила некогда пианистка, — это отнюдь не гигантомания, а возможность проникнуть в мир композитора, объять его целиком, глубже почувствовать, понять». О Николаевой-пианистке писали: «сильная, впечатляющая исполнительская индивидуальность, в игре которой высокая культура и точное мастерство сочетаются со свободой и артистичностью художественного выражения».

В 1950 году Николаева заканчивает и композиторский факультет Консерватории: среди её учителей — Б.Н. Лятошинский, В.Я. Шебалин; Е.К. Голубев. За успехи, достигнутые в музыкальной деятельности, имя её заносят на мраморную Доску почёта Московской консерватории.

«Это, конечно, очень непросто — делить себя между творчеством и регулярной концертно-исполнительской практикой, — делилась Николаева. — Вспоминаю свою молодость, это был непрерывный труд, труд и труд... Летом я в основном сочиняла, зимнее время почти всецело отдавала роялю. Но как же много дало мне это сочетание двух видов деятельности! Уверена, что своими результатами в исполнительстве я в значительной мере обязана именно ему. Сочиняя, начинаешь понимать такие вещи в нашем деле, которые человеку не пишущему понять, пожалуй, не дано. Мне сейчас, по роду моей деятельности, постоянно приходится сталкиваться с исполнительской молодёжью. И, знаете ли, послушав иной раз начинающего артиста, я почти безошибочно могу определить — по осмысленности его трактовок — причастен он к сочинению музыки или нет».

Наконец, Николаева-педагог, с 1958 года и до конца жизни преподававшая в альма-матер. Среди её учеников — М. Петухов, М. Евсеева, А. Батагов, Т. Пикайзен, Н. Луганский…

Благодарные ученики в этом сезоне играют в честь Учителя, вспоминая и её уроки, и её музыку, и её заветы в искусстве.


«Концертный дуэт»

18 апреля, пятница, 19.00

Доменико НОРДИО (скрипка), Италия
Михаил ЛИДСКИЙ (фортепиано)

В программе:
И. Брамс – Скерцо до минор
Ф. Бузони – Соната № 2 для скрипки и фортепиано, соч. 36
А. Дворжак – Романтические пьесы, соч. 75
Л. Даллапиккола – Вторая Тартиниана
Э. Григ – Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор, соч. 13

Итальянского скрипача Доменико Нордио русская публика узнала несколько лет назад благодаря дуэтным выступлениям с Михаилом Лидским. Их ансамбль побывал во многих городах России, неизменно вызывая самые горячие эмоции и восхищённые овации. 18 апреля в Малом зале Консерватории музыканты представят программу, где наряду с очень известной классикой — прекрасными сочинениями Брамса, Дворжака и Грига — прозвучат опусы итальянских композиторов: Бузони, Даллапикколы. Это неслучайно, так как Доменико Нордио считается одним из самых ярких интерпретаторов национальной музыки, хотя в его репертуаре солиста с оркестром есть и много сочинений русских авторов. Как признается Нордио, «думаю, что страсть и чувства, которые выражает русская музыка, сходны со страстью итальянской музыки».

Знаменитый итальянский скрипач в 16 лет стал лауреатом I премии Международного конкурса имени Дж. Б. Виотти, где председателем жюри был великий Иегуди Менухин, а через год выиграл конкурс молодых музыкантов «Евровидение». На вопрос, в чём секрет его успеха, он откровенно отвечает: «В каждодневной практике, в совершенствовании техники. Высокий уровень исполнительства появляется, наверное, лишь после 25 лет карьеры. Это довольно сложно, и не слишком приятно заниматься такое огромное количество времени (улыбается). Однако я открываю футляр своей скрипки и занимаюсь каждый день».

Дуэт Нордио – Лидского гармоничен, благодаря общности творческих принципов. Михаил Лидский обладает не только беспредельной виртуозностью и богатым пластичным звукоизвлечением, но также неповторимой собственной интонацией. К какой бы музыке Лидский ни обращался, он всегда открывает в ней новые глубинные смыслы, которые для него всегда предпочтительнее внешней эффектности и блеска.


Музыка для трубы и органа

20 апреля, воскресенье, 14.00

Никита ТОКАРЕВ (труба)
Алексей КОРНИЛЬЕВ (труба)
Паоло БАЧЧАНЕЛЛА (орган), Италия

Концерт ведёт музыковед Елена Книжникова-Семёнова

В программе:
И. С. Бах, Г.Ф. Гендель, Т. Альбинони, Л. Куперен, Д. Циполи, Дж. Б. Перголези, Б. Галуппи, Дж. Стенли, Ф. Мендельсон, Л. Лефебюр-Вели

20 апреля в 14.00 в Малом зале Консерватории состоится интернациональный сейшн. Гости из Вероны — известный итальянский органист Паоло Баччанелла сыграет в ансамбле с российскими трубачами Никитой Токаревым и Алексеем Корнильевым. Программа задумана в формате лекции-концерта: комментировать сочинения будет музыковед Елена Книжникова-Семёнова.

Выступление гостей из Италии — это продолжение проекта «Музыка без границ», презентация которого состоялась в Рождество в Вероне в соборах Сан Фермо миноре ди Бра и Санта Мария делла Скала.

Тогда Елена Книжникова-Семёнова представила веронской публике участников программы — профессора Московской государственной консерватории, заслуженного деятеля искусств России, президента региональной гильдии российских трубачей Вадима Новикова, веронского органиста Паоло Баччанелла и молодую талантливую флейтистку из Бирмингема Катерину Сазанову.

Теперь школу профессора Новикова представят его ученики разных лет. Алексей Корнильев — солист оркестра Большого театра, преподаватель по классу трубы в Московской консерватории, его молодой коллега Никита Токарев — аспирант МГК.

Паоло Баччанелла с отличием окончил Консерваторию Далль’Абако в Вероне по классу фортепиано под руководством Ренцо Бониццато. Несколькими годами позже с блеском окончил Консерваторию Поллини в Падуе по классу органа и органной композиции под руководством Ренцо Буйа. Совершенствовал свое мастерство под руководством Франческо Финотти. Паоло Баччанелла – обладатель премий международного конкурса молодых музыкантов в Форли, международного конкурса в Монкальери (Турин), международного конкурса в Тортона (Александрия).

Паоло Баччанелла активно концертирует в Италии и за её пределами, выступая с сольными программами и в совместных концертах с оркестром. Он неоднократно приглашался Органной ассоциацией Венето Amici della musica выступить с сольными концертами, организованными в рамках фестивалей «Исторические органы в Венето», «Орган в XX века», «Духовная музыка» и т. д.

Паоло Баччанелла несколько раз приезжал в Россию. Программа, представленная в 1996 году в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, получила признание публики и высокую оценку критиков. Также с большим успехом прошли его органные концерты в Большом зале Астраханской консерватории.

Паоло Баччанелла концертирует как пианист, выступая сольно, а также сотрудничает с квартетом Maffei.


С праздником Светлой Пасхи!

20 апреля, воскресенье, 19.00

Ансамбль «Questa Musica», дирижёр — Филипп ЧИЖЕВСКИЙ

Солисты:
Эмма МАКДЕРМОТТ (сопрано), США
Дэниел КИТИН-РОБЕРТС (контратенор), Великобритания
Сергей РАДЧЕНКО (тенор)
Григорий ШКАРУПА (бас)

В программе:
Г.Ф. Гендель – «Мессия», оратория для хора, солистов и оркестра

В светлую пасхальную седмицу в Московской консерватории прозвучит одно из гениальных творений Георга Генделя — оратория «Мессия». Название означает «Помазанник», и тема этого грандиозного сочинения для хора, солистов и оркестра — история Христа. Как известно, Гендель сказал одному вельможе после первого исполнения «Мессии» в Лондоне: «Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие; моя цель — делать их лучшими».

Перед слушателями разворачиваются впечатляющие картины Рождества, Страстей Христовых, Распятия и Воскресения. А хор «Аллилуйя», завершающий вторую часть, стал символом вселенской радости и ликования.

«Мессия» впервые прозвучала 13 апреля 1742 года в Дублине. В дальнейшем Гендель неоднократно исполнял ораторию в Лондоне, всякий раз внося уточнения в партитуру, да и впоследствии делались редакции, в том числе В.А. Моцартом, стремившимся «осовременить» звучание оркестра.

В своей интерпретации «Мессии» ансамбль «Questa Musica» под руководством Филиппа Чижевского, одного из самых ярких представителей российской дирижёрской школы, придерживается принципа аутентичного подхода. В оркестре зазвучат инструменты эпохи Генделя, количество участников будет соответствовать исполнительской практике середины XVIII века. Вместе с участниками «Questa Musica», в состав которого входят одарённые молодые музыканты – выпускники Московской консерватории и Хоровой академии им. В.С. Попова, на сцену Малого зала Консерватории выйдут зарубежные солисты: Эмма Макдермотт (сопрано), США и Дэниел Китин-Робертс (контратенор), Великобритания.


Вокальный вечер

21 апреля, понедельник, 19.00

Василий ЛАДЮК (баритон)
Партия фортепиано — Екатерина ГАНЕЛИНА

В программе:
Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Рахманинов
Романсы

21 апреля состоится сольный концерт выдающегося оперного баритона Василия Ладюка. Дебютные выступления В. Ладюка в брюссельском оперном театре Ла Монне и в барселонском «Лисео» положили начало его стремительной международной карьере и очень быстро привели его на первые оперные сцены мира. Начав свой путь на Западе в 2006 году, уже в 2009 Ладюк с успехом выступает в оперной Мекке — миланском Ла Скала в партии Онегина, заслужив высокую оценку взыскательной итальянской публики и строгих критиков. В России Василий Ладюк — солист «Новой оперы», приглашенный солист Большого театра.

В Малом зале консерватории артист выйдет в амплуа камерного певца. Романсы русских композиторов являются неотъемлемой частью репертуара Ладюка: к этим шедеврам, музыкальным поэмам, несущим в себе сильнейшие эмоции и лирические переживания, он постоянно возвращается, глубже вслушиваясь в их сокровенный смысл.

«Музыка — это полупроводник, — считает Василий Ладюк. — Кто-то приходит на концерты усилить счастье. Кто-то бежит от какого-то горя. Исполнить музыку не так сложно, гораздо сложнее пропустить ее через себя, через сердце, через душу, поделиться частью себя с публикой».

В программе романсов Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова в дуэте с Василием Ладюком выступит пианистка Екатерина Ганелина — идеальная ансамблистка, хорошо известная публике по концертам Хиблы Герзмава. Екатерина Ганелина — сценический партнёр, о котором мечтают многие вокалисты.

Пресс-релизы предоставлены Московской консерваторией

реклама