Парсифаль в краю бурёнок

Фестивальное лето 2006: Эрл

«Парсифаль» в Эрле

Местечко, а, точнее, деревушку (тысяча триста душ) под названием Эрл не найти на обычной карте, если это не большой атлас. Ближайший город — Куфштайн, по российским меркам тоже только что не деревня — четырнадцать тысяч с небольшим жителей. Мы в Австрии, в Тироле, в самом звучании которого есть что-то звонкое и симпатичное. Доехать до Тироля очень просто — из Италии (Модены, Мантуи, Вероны...) — сплошной автобан, который на перевале Бреннеро становится австрийским и чуть неприятно поражает путешественника гораздо более низким, чем у итальянцев, качеством. Из Австрии — расстояние более или менее одинаковое от Инсбрука и Зальцбурга, из Германии — от Мюнхена, и все тот же автобан.

Тироль способен поразить и видавшего виды путешественника. Величием гор — отель автора располагался прямо у подножия Кайзеровой горы. От одного взгляда на нее, прошу поверить, душа полностью очищается от накипи беспокойства и раздражения. Повальной приветливостью жителей, всегда улыбающихся и готовых помочь не говорящему по-немецки человеку. Невероятной чистотой — трава на альпийских лугах «стоит» и выглядит так, что кажется, будто ее каждый день моют с шампунем, а затем причесывают. Нигде не видно ни урн, ни мусорных контейнеров — куда девают тирольцы отходы жизнедеятельности? Восхитительным вкусом молока, сливок, масла, черного хлеба и варенья — начав день с тирольского завтрака, можно с легкостью дожить до ужина. «Заслуга» местных буренок породы «коричневая альпийская» — чисто вымытых, приветливых и любопытных, как их хозяева.

Бархатные и светлоглазые буренки избраны в качестве логотипа музыкального праздника, который каждый год проводится в Эрле. Его создатель и вдохновитель — выдающийся австрийский дирижер, ученик Караяна Густав Кун. Место проведения фестиваля находится прямо-таки посередине между двумя гораздо более прославленными и рекламируемыми летними мероприятиями — в Зальцбурге и Брегенце, и средства на его проведение весьма ограниченны. Вопреки этим обстоятельствам, музыкальный уровень исполнения опер и концертов в Эрле очень высок.

«Вина» Густава Куна. Он дирижер и режиссер Тристана и Изольды и Парсифаля. Кроме двух гигантских опер, Кун дирижирует Первой и Девятой симфониями Брукнера, Первой, Второй, Пятой и Седьмой Бетховена, его же Третьим и Пятым концертами для фортепиано с оркестром. Кажущаяся непомерной нагрузка! В перерывах между столь грандиозными программами публика имеет возможность посещать концерты в приходской церкви Эрла, и, невзирая на крошечные размеры импровизированного концертного зала, не остается разочарованной: прославленные вокальные циклы, сольные концерты пианистов, вечера современной музыки...

В Эрле нет театра в полном смысле этого слова: оперы играют в здании Пассионшпильхауса, предназначенного для представления Страстей Христовых. Его белое здание, похожее на раковину улитки, вырастает у подножия горы и совершенно не портит девственную красоту альпийского пейзажа. В Пассионшпильхаусе нет ни оркестровой ямы, ни кулис. Следовательно, действие можно развернуть только на авансцене, а оркестр поместить позади певцов. Так Кун и поступает: сто двадцать музыкантов сидят на ступенях в форме амфитеатра, а сам титанический маэстро наполовину скрыт за темной панелью в середине сцены и оттуда творит подлинные чудеса.

Денег у фестиваля в Эрле мало: об этом легко догадаться, читая имена белорусских и польских артистов хора и оркестра в программе. Что не мешает Куну со товарищи творить большое искусство. «Парсифаль» представлен в полусценической форме, но, этого, право, не очень заметно: столь волнующе рождение вагнеровской музыки под руками маэстро из Зальцбурга. Перед первым взмахом рук Куна в зале возникает какая-то особенная тишина, сродни ожиданию чуда. И чудо свершается. Кун дирижирует, опираясь на высокий стул, а его жест лишен показной картинности. Энергия, которую он «переливает» в оркестрантов, почти материальна: музыка Вагнера достигает ушей, а через них сердец слушателей с потрясающей силой и проникновенностью. Тончайшая звучность духовых, редкая сыгранность и интенсивность струнных, особая проникновенность солирующих инструментов: воистину любовь порождает любовь. Тут недолго обратиться в вагнерианца и стойкому любителю итальянской оперы, к коим причисляет себя автор.

Музыка Вагнера в чем-то сродни классическому танцу: разодета в сверкающие побрякушки в виде длинной истории, декораций, костюмов и т.д. и т.п. Кун раздевает ее полностью, и она предстает в сверкающей наготе, кровавой и вызывающей острое чувство наслаждения. Дирижер-режиссер обходится минимумом. Сценического оформления как такового нет, с левой стороны установлена лестница: на ней располагается хор. Крайне скуп использует Кун и в мизансценах, хотя есть чему порадоваться и глазу: в сцене посещения Парсифалем волшебных садов Клингзора сверху спускаются разноцветные цветы, а цветочные девушки в пестрых развевающихся нарядах неотразимо прелестны. Художница по костюмам Ленка Радецки одевает основное число персонажей в современное платье, кое-где прибегая к выразительной детали (белый костюм Амфортаса) или давая волю фантазии в блистающих варварской или изысканной роскошью нарядах Кундри.

Среди исполнителей в Эрле редко встретишь мировую знаменитость. Рискну сказать, что фестиваль Куна в них не нуждается. Его певцы — настоящие личности, блистающие умом и музыкальностью. Марек Войцеховский — Гурнеманц, без намека на усталость выдерживающий убийственно длинную партию, соблазнительная красавица Мартина Томчич — Кундри, полная мучительной страсти, саркастический Клингзор — Михаэль Купфер, достойные Ричард Декер — Парсифаль, Александр Траунер — Амфортас, Рафаэль Зиглинг — Титурель. Музыкальный уровень хора Тирольского Фестиваля в Эрле — немыслимо высокий.

Результат легко предвидеть: мы присутствуем при чуде музыки, и все это без дорогой рекламы, без прославленных имен, без красочных буклетов. В Эрле Кун славит Владычицу Музыку, а не себя в музыке. Потому и полон мрачноватый зал Пассионшпильхауса.

Среди многочисленных концертных программ — несомненное событие и живейшая радость: сольный концерт итальянского пианиста Давиде Кабасси, известного и московской публике, симпатичнейшего, скромнейшего, виртуознейшего и темпераментнейшего, владеющего фантастической техникой и обладающего особым бархатным звуком, коему одинаково подвластны грациозные барочные сонаты испанца Антонио Солера, бетховенская «Аппассионата», фрагменты из «Петрушки» Стравинского и «Шесть маленьких пьес для фортепиано» Шёнберга...

Если в минувшем сезоне Фестиваль в Эрле дал так много, то в будущем обещает еще больше: семь (!) опер Вагнера, полное «Кольцо» плюс «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тристан и Изольда», «Парсифаль». Нет никакого сомнения в том, что это грандиозное предприятие по плечу Густаву Куну.

реклама