Парсифаль в краю бурёнок

Фестивальное лето 2006: Эрл

Ирина Сорокина, 22.08.2006 в 16:01

«Парсифаль» в Эрле
«Парсифаль» в Эрле «Парсифаль» в Эрле «Парсифаль» в Эрле

Местечко, а, точнее, деревушку (тысяча триста душ) под названием Эрл не найти на обычной карте, если это не большой атлас. Ближайший город — Куфштайн, по российским меркам тоже только что не деревня — четырнадцать тысяч с небольшим жителей. Мы в Австрии, в Тироле, в самом звучании которого есть что-то звонкое и симпатичное. Доехать до Тироля очень просто — из Италии (Модены, Мантуи, Вероны...) — сплошной автобан, который на перевале Бреннеро становится австрийским и чуть неприятно поражает путешественника гораздо более низким, чем у итальянцев, качеством. Из Австрии — расстояние более или менее одинаковое от Инсбрука и Зальцбурга, из Германии — от Мюнхена, и все тот же автобан.

Тироль способен поразить и видавшего виды путешественника. Величием гор — отель автора располагался прямо у подножия Кайзеровой горы. От одного взгляда на нее, прошу поверить, душа полностью очищается от накипи беспокойства и раздражения. Повальной приветливостью жителей, всегда улыбающихся и готовых помочь не говорящему по-немецки человеку. Невероятной чистотой — трава на альпийских лугах «стоит» и выглядит так, что кажется, будто ее каждый день моют с шампунем, а затем причесывают. Нигде не видно ни урн, ни мусорных контейнеров — куда девают тирольцы отходы жизнедеятельности? Восхитительным вкусом молока, сливок, масла, черного хлеба и варенья — начав день с тирольского завтрака, можно с легкостью дожить до ужина. «Заслуга» местных буренок породы «коричневая альпийская» — чисто вымытых, приветливых и любопытных, как их хозяева.

Бархатные и светлоглазые буренки избраны в качестве логотипа музыкального праздника, который каждый год проводится в Эрле. Его создатель и вдохновитель — выдающийся австрийский дирижер, ученик Караяна Густав Кун. Место проведения фестиваля находится прямо-таки посередине между двумя гораздо более прославленными и рекламируемыми летними мероприятиями — в Зальцбурге и Брегенце, и средства на его проведение весьма ограниченны. Вопреки этим обстоятельствам, музыкальный уровень исполнения опер и концертов в Эрле очень высок.

«Вина» Густава Куна. Он дирижер и режиссер Тристана и Изольды и Парсифаля. Кроме двух гигантских опер, Кун дирижирует Первой и Девятой симфониями Брукнера, Первой, Второй, Пятой и Седьмой Бетховена, его же Третьим и Пятым концертами для фортепиано с оркестром. Кажущаяся непомерной нагрузка! В перерывах между столь грандиозными программами публика имеет возможность посещать концерты в приходской церкви Эрла, и, невзирая на крошечные размеры импровизированного концертного зала, не остается разочарованной: прославленные вокальные циклы, сольные концерты пианистов, вечера современной музыки...

В Эрле нет театра в полном смысле этого слова: оперы играют в здании Пассионшпильхауса, предназначенного для представления Страстей Христовых. Его белое здание, похожее на раковину улитки, вырастает у подножия горы и совершенно не портит девственную красоту альпийского пейзажа. В Пассионшпильхаусе нет ни оркестровой ямы, ни кулис. Следовательно, действие можно развернуть только на авансцене, а оркестр поместить позади певцов. Так Кун и поступает: сто двадцать музыкантов сидят на ступенях в форме амфитеатра, а сам титанический маэстро наполовину скрыт за темной панелью в середине сцены и оттуда творит подлинные чудеса.

Денег у фестиваля в Эрле мало: об этом легко догадаться, читая имена белорусских и польских артистов хора и оркестра в программе. Что не мешает Куну со товарищи творить большое искусство. «Парсифаль» представлен в полусценической форме, но, этого, право, не очень заметно: столь волнующе рождение вагнеровской музыки под руками маэстро из Зальцбурга. Перед первым взмахом рук Куна в зале возникает какая-то особенная тишина, сродни ожиданию чуда. И чудо свершается. Кун дирижирует, опираясь на высокий стул, а его жест лишен показной картинности. Энергия, которую он «переливает» в оркестрантов, почти материальна: музыка Вагнера достигает ушей, а через них сердец слушателей с потрясающей силой и проникновенностью. Тончайшая звучность духовых, редкая сыгранность и интенсивность струнных, особая проникновенность солирующих инструментов: воистину любовь порождает любовь. Тут недолго обратиться в вагнерианца и стойкому любителю итальянской оперы, к коим причисляет себя автор.

Музыка Вагнера в чем-то сродни классическому танцу: разодета в сверкающие побрякушки в виде длинной истории, декораций, костюмов и т.д. и т.п. Кун раздевает ее полностью, и она предстает в сверкающей наготе, кровавой и вызывающей острое чувство наслаждения. Дирижер-режиссер обходится минимумом. Сценического оформления как такового нет, с левой стороны установлена лестница: на ней располагается хор. Крайне скуп использует Кун и в мизансценах, хотя есть чему порадоваться и глазу: в сцене посещения Парсифалем волшебных садов Клингзора сверху спускаются разноцветные цветы, а цветочные девушки в пестрых развевающихся нарядах неотразимо прелестны. Художница по костюмам Ленка Радецки одевает основное число персонажей в современное платье, кое-где прибегая к выразительной детали (белый костюм Амфортаса) или давая волю фантазии в блистающих варварской или изысканной роскошью нарядах Кундри.

Среди исполнителей в Эрле редко встретишь мировую знаменитость. Рискну сказать, что фестиваль Куна в них не нуждается. Его певцы — настоящие личности, блистающие умом и музыкальностью. Марек Войцеховский — Гурнеманц, без намека на усталость выдерживающий убийственно длинную партию, соблазнительная красавица Мартина Томчич — Кундри, полная мучительной страсти, саркастический Клингзор — Михаэль Купфер, достойные Ричард Декер — Парсифаль, Александр Траунер — Амфортас, Рафаэль Зиглинг — Титурель. Музыкальный уровень хора Тирольского Фестиваля в Эрле — немыслимо высокий.

Результат легко предвидеть: мы присутствуем при чуде музыки, и все это без дорогой рекламы, без прославленных имен, без красочных буклетов. В Эрле Кун славит Владычицу Музыку, а не себя в музыке. Потому и полон мрачноватый зал Пассионшпильхауса.

Среди многочисленных концертных программ — несомненное событие и живейшая радость: сольный концерт итальянского пианиста Давиде Кабасси, известного и московской публике, симпатичнейшего, скромнейшего, виртуознейшего и темпераментнейшего, владеющего фантастической техникой и обладающего особым бархатным звуком, коему одинаково подвластны грациозные барочные сонаты испанца Антонио Солера, бетховенская «Аппассионата», фрагменты из «Петрушки» Стравинского и «Шесть маленьких пьес для фортепиано» Шёнберга...

Если в минувшем сезоне Фестиваль в Эрле дал так много, то в будущем обещает еще больше: семь (!) опер Вагнера, полное «Кольцо» плюс «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тристан и Изольда», «Парсифаль». Нет никакого сомнения в том, что это грандиозное предприятие по плечу Густаву Куну.

реклама

вам может быть интересно

Памяти Жоржа Претра Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Тирольский фестиваль в Эрле

Произведения

Парсифаль

просмотры: 3155



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть