Последняя из могикан

Скончалась Ирина Ивановна Масленникова

Александр Матусевич, 13.02.2013 в 13:46

Солистка оперы Государственного академического Большого театра СССР Ирина Масленникова

Позавчера не стало Ирины Ивановны Масленниковой — человека-легенды русского оперного искусства. Она принадлежала к той блистательной плеяде советских артистов, которое мы сегодня считаем недосягаемым, искусство которых кажется идеальным по своему вокальному совершенству, психологической достоверности, проникновению в суть исполняемого произведения. И даже при том, что с пластинок давно минувших десятилетий мы слышим пение по-русски в иностранных операх — пресловутая аутентичность, за которую так принято сегодня держаться, отступает на второй план, а слушателя в плен берет эмоционально яркое исполнение и качество самой высокой пробы.

Ирина Масленникова прожила исключительно долгую жизнь, и не только физическую — её жизнь в искусстве была большой и плодотворной.

Двадцать лет пения в опере — сначала в родном Киеве и в эвакуации в Уфе, а с 1943-го по 1960-й в Большом театре в Москве — оставили заметный след в истории русского музыкального театра и целую серию блистательных записей на пластинки вместе со своим звёздным супругом Сергеем Лемешевым («Снегурочка», «Майская ночь», «Богема», «Ромео и Джульетта» и др.). Голос Ирины Масленниковой звучит и в легендарной «Кармен» 1959 года, где она спела Микаэлу вместе с великими исполнителями — Марио дель Монако, Ириной Архиповой, Павлом Лисицианом, и в эталонном «Фиделио» Александра Мелик-Пашаева (вместе с Георгием Нэлеппом, Галиной Вишневской и Алексеем Ивановым).

Масленникова оставила сцену очень рано, в расцвете своего дарования. Как сама говорила — не хотела мешать своему другому великому супругу, режиссёру Борису Покровскому, чтобы не упрекали того, что жену ставит на главные партии в премьерах. Более, чем мужественный поступок. И занялась литературной и преподавательской деятельностью: сделала здесь так много, что трудно в это поверить.

Пятнадцать оперных либретто принадлежат её перу, а также десятки переводов либретто классических опер на русский язык. И нескончаемый поток учениц, которым Масленникова дарила «школу Катульской», ученицей которой себя считала.

Сегодня её воспитанницы поют повсюду. Педагогической деятельностью в Московской консерватории и Центре оперного пения Галины Вишневской Ирина Ивановна занималась до последних дней — была активна, бодра, энергична: общаясь с ней, трудно было поверить, что артистке уже за девяносто. Совсем другая закалка, совсем другое отношение и к делу, и к жизни вообще — «не то, что нынешнее племя»…

Центр оперного пения переживает сегодня не лучшие времена — всего два месяца назад не стало его основательницы Галины Вишневской, и вот — новая потеря, утрата педагога и личности уникальной, вместе с Вишневской стоявшей у истоков этого замечательного «института повышения квалификации» отечественных вокалистов. Осиротел и Камерный музыкальный театр, в который Ирина Ивановна вкладывала всю свою душу, энергию с первых дней его существования и до самого конца — ещё 23 января она присутствовала на праздничном (по случаю 101-летия Покровского) представлении новой работы театра «Диалоги с Покровским».

Светлая память!

реклама

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

коротко о важном

просмотры: 3435



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть