Прощальный поклон Большого Па

В Кремле прошел концерт Лучано Паваротти

25.12.2003 в 14:59

Давно прошли те времена, когда приезд в Москву Лучано Паваротти и других суперзвезд того же калибра воспринимался как сенсация. Сегодня этим уже не удивишь: суперзвезды зачастили в Первопрестольную, потому как во всем мире известно, что здесь платят едва ли не самые высокие гонорары (впрочем, и цены на билеты на подобные мероприятия, как правило, в разы выше общемировых). Тот же Паваротти где только не выступал в российской столице — даже на Красной площади, о чем всего каких-нибудь пятнадцать лет назад и помыслить было невозможно. Последний его приезд имел место всего лишь полгода назад.

Таким образом, для того, чтобы создать ажиотаж вокруг декабрьского концерта в Государственном Кремлевском дворце, пиарщикам надо было очень потрудиться. Впрочем, на помощь к ним пришел сам Паваротти, объявивший, что этим концертом он простится с Москвой и московской публикой. И очередной концерт Тенориссимо сразу обрел статус исторического события.

В российскую столицу Паваротти прибыл не в самых лучших кондициях. Может, сказались капризы погоды, а может, все силы отняла состоявшаяся всего за неделю до того свадьба, — кто знает. Однако факт остается фактом: и на пресс-конференции после прилета, и даже на самом концерте певца буквально выводили и уводили под белы руки, словно это слепой Андреа Бочелли, а не вполне зрячий Паваротти.

Голос тоже поначалу (практически все первое отделение) никак не хотел повиноваться своему хозяину. Тем не менее после нескольких итальянских барочных арий и песен Беллини «король верхнего до» рискнул тряхнуть стариной и взяться за некогда коронную для него пуччиниевскую «Богему». Результат оказался вполне предсказуемым: голос не держал интонацию, то и дело пропадал вовсе, и никакие микрофоны тут не спасали. О двух верхних до, в арии и в дуэте, лучше просто умолчать...

Во втором отделении голос наконец-то зазвучал — не в полную силу и с поправкой на 68 лет, но все же зазвучал. А Паваротти снова и снова задавал ему непосильные задачи, исполняя веристские арии, требующие большого напряжения — Канио из «Паяцев», Туридду из «Сельской чести» плюс дуэт из неизвестного у нас «Друга Фрица» того же Масканьи. Лишь во второй половине отделения зазвучали более соответствующие нынешней форме певца итальянские и испанские песни. Конечно, не было никакого белькантового репертуара, который обещали на первой пресс-конференции организаторы. Не было и тех интригующих бисов, на которые они намекали. Точнее, в качестве единственного биса прозвучала та самая застольная из «Травиаты», по поводу которой они позволили себе проговориться. Да и вообще обещанные тогда тридцать номеров уменьшились примерно на треть, да и то едва ли не половина пришлась на долю Симоны Тодаро и Оркестра радио и телевидения под управлением Леоне Маджиеры.

Маджиера, который в начале концерта выступил еще и в качестве пианиста-аккомпаниатора, — давний друг и партнер Паваротти. Не будучи выдающимся дирижером, он тем не менее сумел добиться вполне пристойной игры от не самого, мягко говоря, лучшего из столичных оркестров. Что касается Симоны Тодаро, то у этой обаятельной и весьма музыкальной певицы есть все, за исключением голоса.

Перед тем как спеть на бис застольную из «Травиаты», Паваротти при посредстве переводчицы обратился к залу, в числе прочего предложив публике исполнить припев вместо отсутствующего хора. Но он не учел при этом, что публика, которая платит за билет две или даже одну тысячу долларов, — не совсем та публика, которая знает наизусть «Травиату». Поэтому в надлежащий момент из зала не донеслось ничего.

Оставшиеся до своего 70-летия два года Лючано Паваротти намерен посвятить прощальному турне по всему миру, включающему как концерты, так и спектакли. Похоже, однако, что Большой Па, как его еще называют, переоценил свои силы. Впрочем, состоятся или нет все запланированные выступления, с Москвой он уже простился. Запомним его таким.

Дмитрий Морозов

реклама

вам может быть интересно

Под знаком Феллини Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Персоналии

Лучано Паваротти

просмотры: 1131



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть