Carlo Zecchi
Творческая биография Карло Цекки необычна. В двадцатые годы молодой пианист, ученик Ф. Баярди, Ф. Бузони и А. Шнабеля, как метеор, пронесся по концертным эстрадам всего мира, покоряя слушателей блестящим мастерством, феноменальной виртуозностью и музыкальным обаянием. Но пианистическая карьера Цекки продолжалась немногим более десяти лет и в 1938 году таинственным образом прервалась, едва достигнув расцвета.
Почти три года имя Цекки не появлялось на афишах. Но он не оставил музыки, снова стал учеником и брал уроки дирижирования у Г. Мюнха и А. Гуарнери. И в 1941 году перед любителями музыки вместо Цекки-пианиста предстал Цекки-дирижер. А спустя еще несколько лет он и в этом новом амплуа завоевал не меньшую славу. Объясняется это тем, что Цекки-дирижер сохранил лучшие черты Цекки-пианиcта: горячий темперамент, изящество, легкость и блеск техники, красочность и тонкость в передаче звуковой палитры, пластичную выразительность кантилены. С годами эти черты дополнились возрастающим дирижерским опытом и художественной зрелостью, что сделало искусство Цекки еще более глубоким и человечным. Особенно рельефно эти достоинства проявляются в интерпретации итальянской музыки эпохи барокко (представленной в его программах именами Корелли, Джеминиани, Вивальди), композиторов XIX века — Россини, Верди (оперные увертюры которых относятся к числу излюбленных миниатюр артиста) и современных авторов — В. Мортари, И. Пиццетти, Д. Ф. Малипьеро и других. Но наряду с этим Цекки особенно охотно включает в свой репертуар и блестяще исполняет венскую классику, прежде всего Моцарта, музыка которого так близка светлому, оптимистическому мироощущению артиста.
Вся деятельность Цекки в послевоенные годы протекает на глазах у советской публики. Приехав в СССР в 1949 году после двадцатилетнего перерыва, Цекки с тех пор регулярно гастролирует в нашей стране. Приведем несколько отзывов советских рецензентов, характеризующих облик артиста.
«Карло Цекки показал себя выдающимся дирижером — с четким и ясным жестом, безупречным ритмом и, главное, одухотворенной исполнительской манерой. Он принес вместе с собой обаяние музыкальной культуры Италии» (И. Мартынов). «Искусство Цекки — светлое, жизнелюбивое и глубоко национальное. Он в полном смысле слова сын Италии» (Г. Юдин). «Цекки — большой тонкий музыкант, отличающийся горячим темпераментом и в то же время строгой логикой каждого жеста. Оркестр под его управлением не просто играет — он как бы поет, и при этом выразительно звучит каждая партия, не пропадает ни один голос» (Н. Рогачев). «Способность Цекки-пианиста с огромной убедительностью доносить свой замысел до слушателей не только сохранилась, но и возросла в Цекки-дирижере. Его творческий образ отличается душевным здоровьем, ярким, цельным мироощущением» (Н. Аносов).
Цекки не работает постоянно ни в одном оркестре. Он ведет большую гастрольную деятельность и преподает фортепиано в римской академии «Санта-Чечилия», профессором которой является многие годы. Изредка артист выступает также в камерных ансамблях как пианист, главным образом с виолончелистом Э. Майнарди. Советским слушателям запомнились сонатные вечера, в которых он в 1961 году выступал совместно с Д. Шафраном.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969