Georges Auric
Член Института Франции (1962). Занимался в консерватории г. Монпелье (фортепиано), затем в Парижской консерватории (класс контрапункта и фуги у Ж. Коссада), одновременно в 1914-16 - в «Схола канторум» у В. д'Энди (класс композиции). Уже в 10 лет начал сочинять, в 15 лет дебютировал как композитор (в 1914 в концертах Национального музыкального общества исполнялись его романсы).
В 1920-е гг. входил в «Шестёрку». Как и другие члены этого объединения, Орик живо реагировал на новые веяния века. Например, влияния джаза ощущаются в его фокстроте «Прощай, Нью-Йорк» («Adieu, New York», 1920). Молодой композитор (ему Ж. Кокто посвятил брошюру-памфлет «Петух и Арлекин», 1918) увлекался театром, мюзик-холлом. В 20-е гг. он написал музыку ко многим драматическим спектаклям: «Докучные» Мольера (позже переработал в балет), «Свадьба Фигаро» Бомарше, «Мальбрук в поход собрался» Ашара, «Птицы» Зиммера и Менье по Аристофану; «Молчаливая женщина» Ашара и Бен-Джонсона и др.
В эти годы начал сотрудничать с С. П. Дягилевым и его труппой «Русский балет», которая поставила балет Орика «Докучные» (1924), а также специально для неё написанные балеты «Матросы» (1925), «Пастораль» (1926), «Воображаемые» (1934). С появлением звукового кино Орик, увлёкшись этим массовым искусством, пишет музыку к фильмам, в т. ч. «Кровь поэта» (1930), «Свободу нам» (1932), «Цезарь и Клеопатра» (1946), «Красавица и чудовище» (1946), «Орфей» (1950).
Входил в правление Народной музыкальной федерации (с 1935), участвовал в антифашистском движении. Создал ряд массовых песен, в т. ч. «Споёмте, девушки» (сл. Л. Муссинака), которая была своего рода гимном французской молодёжи в годы перед 2-й мировой войной. С конца 50-х гг. Орик пишет сравнительно мало. С 1954 президент Общества по охране авторских прав композиторов и музыкальных издателей, в 1957-60 президент «Концертов Ламурё», в 1962-68 генеральный директор Национальных оперных театров («Гранд-Опера» и «Опера комик»).
Художник-гуманист, Орик - один из ведущих современных французских композиторов. Его отличают богатый мелодический дар, склонность к острой шутке, иронии. Для музыки Орика характерны ясность мелодического рисунка, подчёркнутая простота гармонического языка. Гуманистическим пафосом проникнуты такие его произведения, как «Четыре песни страдающей Франции» (на сл. Л. Арагона, Ж. Сюпервьеля, П. Элюара, 1947), цикл из 6 поэм на сл. Элюара (1948). Среди камерно-инструментальных сочинений выделяется драматическая фортепианная соната F-dur (1931). Одно из наиболее значительных его произведений - балет «Федра» (по сценарию Кокто, 1950), который французские критики называли «хореографической трагедией».
Сочинения:
балеты - Докучные (Les facheux, 1924, Монте-Карло); Матросы (Les matelots, 1925, Париж), Пастораль (1926, там же), Чары Альчины (Les enchantements d'Alcine 1929, там же), Соперничество (La concurrence, 1932, Монте-Карло), Воображаемые (Les imaginaires, 1934, там же), Художник и его модель (Le peintre et son modele, 1949, Париж), Федра (1950, Флоренция), Светлый путь (Le chemin de lumiere, 1952), Комната (La chambre, 1955, Париж), Бал воров (Le bal des voleurs, 1960, Нерви); для орк. - увертюра (1938), сюита из балета «Федра» (1950), симф. сюита (1960) и др.; сюита для гитары и орк.; камерно-инстр. ансамбли; для фп. - прелюдии, соната F-dur (1931), экспромты, 3 пасторали, Партита (для 2 фп., 1955); романсы, песни, музыка для драм. театра и кино. Лит. соч.: Autobiography, в кн.: Вruor J., L'йcran des musiciens, P., [1930]; Notice sur la vie et les travaux de J. Ibert, P., 1963 (рус. пер. фрагмента из работы - Искать свой стиль, свой язык…, «СМ», 1971, No 5).
Литературные сочинения: Autobiography, в кн.: Вruуr J., L'йcran des musiciens, P., (1930); Notice sur la vie et les travaux de J. Ibert, P., 1963 (рус. пер. фрагмента из работы - Искать свой стиль, свой язык..., "СМ", 1971, No 5).
Литература: Новая французская музыка. "Шесть". Сб. ст. И. Глебова, С. Гинзбурга и Д. Мило, Л., 1926; Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; его же, Двое из "Шестёрки", "МЖ", 1974, No 4; Косачева Р., Жорж Орик и его ранние балеты, "СМ", 1970, No 9; Landormy Р., La musique franзaise aprиs Dйbussy, (P., 1943); Rostand C, La musique franзaise contemporaine, P., 1952, 1957; Jour-dan-Morhange J., Mes amis musiciens, P., (1955) (рус. пер. - Журдан-Моранж Э., Мои друзья музыканты, М., 1966); Gо1йa A., G. Auric, P., (1958); Dumesni1 R., Histoire de la musique des origines а nos Jours, v. 5 - La premiиre moitiй du XXe siиcle, P., 1960 (рус. пер. фрагмента из работы - Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы "Шести", Л., 1964); Poulenc F., Moi et mes amis, P.-Gen., (1963) (рус. пер. - Пуленк P., Я и мои друзья, Л., 1977).
И. А. Медведева