Henry Wood
Одной из главных музыкальных достопримечательностей английской столицы являются «Променад-концерты». Ежегодно тысячи простых людей — рабочих, служащих, студентов — посещают их, покупая недорогие билеты и слушая музыку в исполнении лучших артистов. Аудитория концертов хранит глубокую признательность человеку, который был основателем и душой этого начинания,— дирижеру Генри Вуду.
Вся творческая жизнь Вуда тесно связана с просветительской деятельностью. Ей он посвятил себя еще в молодые годы. Окончив в 1888 году Королевскую музыкальную академию в Лондоне, Вуд работал с различными оперными и симфоническими оркестрами, все больше проникаясь стремлением донести хорошую музыку до тех людей, которые не имели возможности покупать дорогие билеты на концерты и спектакли. Движимый этой благородной идеей, Вуд и организовал в середине 1890-х годов свои ставшие вскоре знаменитыми «Променад-концерты». Название такое не было случайным — буквально оно означало: «концерты-прогулки». Дело в том, что для них весь партер зала «Куинс-холл», где они поначалу происходили, освобождался от кресел, и публика могла слушать музыку, не снимая пальто, стоя, а при желании даже прогуливаясь. Однако в действительности никто, конечно, не гулял во время исполнения на «Променад-концертах» сразу воцарилась атмосфера настоящего искусства. С каждым годом они стали собирать все более обширную аудиторию и позже «переехали» в огромный зал «Альберт-холл», где устраиваются и поныне.
Генри Вуд возглавлял «Променад-концерты» до самой смерти — ровно полвека. За это время он познакомил лондонцев с огромным количеством произведений. В программах была широко представлена музыка разных народов, в том числе, конечно, английская. По сути дела, не найдется такой области симфонической литературы, к которой не обращался дирижер. И центральное место занимала в его концертах русская музыка. Уже в первый сезон — 1894/95 годов — Вуд начал пропагандировать творчество Чайковского, а затем репертуар «Променад-концертов» обогатился многими сочинениями Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Глазунова, Римского-Корсакова, Кюи, Аренского, Серова. После Великой Октябрьской революции Вуд исполнял ежегодно все новые сочинения Мясковского, Прокофьева, Шостаковича, Кабалевского, Хачатуряна, Глиэра и других советских авторов. Особенно много русской и советской музыки звучало в «Променад-концертах» в годы второй мировой войны. Вуд неоднократно высказывал свои симпатии к советскому народу, выступал за дружбу СССР и Англии в борьбе против общего врага.
Генри Вуд отнюдь не ограничивался руководством «Променад-концертами». Еще в начале нашего века он вел и другие циклы общедоступных концертов, на которых бывал живший тогда в Англии Владимир Ильич Ленин. «Недавно были первый раз за эту зиму в хорошем концерте и остались очень довольны, — особенно последней симфонией Чайковского», — сообщал он в письме к матери зимой 1903 года.
Вуд постоянно дирижировал не только концертами, но и оперными спектаклями (среди которых была и английская премьера «Евгения Онегина»), гастролировал в большинстве стран Европы и Америки, выступал с лучшими солистами мира. С 1923 года маститый артист преподавал дирижирование в Королевской музыкальной академии. Кроме того, Вуд—автор многих музыкальных произведений и книг о музыке; последние он подписывал звучащим по-русски псевдонимом «П. Кленовский». Чтобы представить себе широту кругозора артиста и, хотя бы частично, силу его таланта, достаточно послушать сохранившиеся записи Вуда. Мы услышим, например, превосходное исполнение увертюры к «Дон Жуану» Моцарта, «Славянских танцев» Дворжака, миниатюр Мендельсона, Бранденбургских концертов Баха и целого ряда других сочинений.
"Современные дирижеры", М. 1969.