Уильям Уолтон

Дата рождения
29.03.1902
Дата смерти
08.03.1983
Профессия
Страна
Англия
Уильям Уолтон

Уильям Тернер Уолтон (англ. William Turner Walton; 29 марта 1902 — 8 марта 1983) — английский композитор.

Уильям Уолтон наряду с Бенджамином Бриттеном принадлежит к числу наиболее значительных английских композиторов ХХ столетия. Его музыка снискала славу и в родной Великобритании, и далеко за ее пределами.

Уроженец города Олдема, Уолтон появился на свет в семействе учителя пения, и жизнь его с детских лет была связана с музыкой. Пятилетним мальчиком он начал петь в церковном хоре, брал уроки игры на скрипке и фортепиано. Больших успехов в игре на инструментах он не достиг, но его певческий талант был очевиден. В десятилетнем возрасте Уильям был принят в хоровую школу при Церкви Христа в Оксфорде, где обучался в течение последующих шести лет, а затем поступил в Оксфордский университет (о нем говорили, что он был самым молодым студентом Оксфорда со времен Генриха VIII). В годы учебы в Оксфорде большое влияние на него оказал Хью Аллен, познакомивший его с творениями композиторов-современников – Игоря Федоровича Стравинского, Клода Дебюсси, Яна Сибелуиса. В те же годы он познакомился с поэтами Роем Кемпбэллом, Сачэверелом Ситуэллом и Зигрфидом Сассуном.

Получить ученую степень в Оксфорде Уолтон не смог: музыкальные экзамены он сдал легко, но другие обязательные предметы одолеть не сумел, поскольку во время учебы не уделял им достаточного внимания. Завершив университетский курс в 1920 г., Уолтон, в отличие от многих своих современников, не отправился учиться ни в Германию, ни во Францию, да и вообще не имел каких-либо планов на будущее. Сачэверел Ситуэлл пригласил его пожить в своем доме в Лондоне. Как вспоминал впоследствии Уолтон, он пришел в дом Ситуэллов на две недели и провел там пятнадцать лет. Поэтом был не только Сачэверел, но его брат Осберт и сестра Эдит (она оказалась наиболее одаренной). Вместе они издавали поэтическую антологию под заглавием «Колеса», этих поэтов объединяло не только кровное родство, но и неприятие традиционализма, склонность к дерзким поэтическим экспериментам. В соавторстве с ними было написано произведение «Фасад» для голоса и семи инструментов, жанр которого Уолтон определил как «развлечение». В этом вызывающем, «экспериментальном» сочинении раскрылась одна из главных особенностей творческого облика Уолтона – склонность к эксцентричной пародии и дерзкому юмору. В рецензиях преобладали негативные суждения – в творении Уолтона усматривали «какофонию», «абсурд», но автор одной из рецензий признал достоинства композитора как «музыкального шутника».

Первый успех пришел к Уолтону в 1923 г., когда на фестивале в Зальцбурге прозвучал его Первый струнный квартет. Это произведение, в котором отчетливо проявилось влияние нововенской школы, привлекло внимание Альбана Берга, и тот организовал Уолтону встречу с Арнольдом Шёнбергом. Тремя годами позже была создана увертюра «Портсмут Пойнт» – произведение в комедийном духе, основанное на акварели английского художника Томаса Роландсона. К 1920-м гг. относится также сочинение Концертной симфонии для фортепиано с оркестром и Концерта для альта.

Начало 1930-х гг. ознаменовалось созданием монументального сочинения – кантаты «Пир Валтасара», с большим успехом исполненной на фестивале в Лидсе. Следующим крупным сочинением стала Первая симфония. Она не была связана с каким-либо заказом, композитор работал над нею медленно и завершил только в 1935 г., причем в 1934 г. композитор временно отложил работу над нею ради своего первого опыта в области кинематографа – музыки к фильму Пауля Циннера «Никогда не покидай меня». Наряду с Первой симфонией значительной работой композитора в 1930-х гг. стал концерт для скрипки, заказанный Яшей Хейфецем.

С началом Второй мировой войны Уолтон стал музыкальным консультантом при подразделении военной кинематографии. За годы войны он создал музыку к нескольким фильмам, но эти свои произведения оценивал невысоко, считая «довольно скучными». В 1945 г. он продолжил сочинение струнного квартета, работу над которым начал еще до войны. Струнный квартет ля минор впервые прозвучал в 1947 г. В том же году композитор удостоился Золотой медали Королевского филармонического общества. В конце 1940-х гг. Уолтон приступил к работе над своей первой оперой «Троил и Крессида». Премьера ее состоялась в 1954 г., большого успеха опера не имела, будучи воспринята как произведение, созданное в рамках устаревших традиций. В таком же духе высказывались некоторые критики о Концерте для виолончели, написанном Уолтоном для Григория Пятигорского. В 1960-е гг. были созданы «Вариации на тему Хиндемита», одноактная комическая опера «Медведь» по произведению Антона Павловича Чехова, ряд оркестровых сочинений.

В последнее десятилетие своей жизни Уолтон занимался в основном переработкой произведений, созданных ранее. Композитор скончался в марте 1983 г.

реклама

вам может быть интересно

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Реклама