Александр Степанович Ворошило

Alexander Voroshilo

Дата рождения
15.12.1944
Профессия
Тип голоса
баритон
Страна
СССР
Александр Степанович Ворошило / Alexander Voroshilo

Имя Александра Ворошило сегодня у многих ассоциируется прежде всего с руководящими должностями в Большом театре и Доме музыки и скандалами, связанными с его отнюдь не добровольным с них уходом. И не столь уж многие ныне знают и помнят, какой это был блестящий певец и артист.

Лирический баритон молодого солиста Одесской оперы обратил на себя внимание еще на V Международном конкурсе имени П.И.Чайковского. Правда, тогда он не прошел на третий тур, но его заметили, и менее чем через год Александр Ворошило дебютирует на сцене Большого в партии Роберта в «Иоланте», а вскоре становится его солистом. Кажется, никогда Большой не располагал столь сильной труппой, как тогда, в 70-е годы, но даже на таком фоне Ворошило отнюдь не потерялся. Пожалуй, с самого дебюта никто лучше него не исполнял знаменитое ариозо «Кто может сравниться с Матильдой моей». Хорош был Ворошило и в таких партиях, как Елецкий в «Пиковой даме», Веденецкий гость в «Садко», маркиз ди Поза в «Дон Карлосе» и Ренато в «Бале-маскараде».

В первые же годы работы в Большом Александру Ворошило выпало стать участником мировой премьеры оперы Родиона Щедрина «Мертвые души» и первым исполнителем партии Чичикова. В этом гениальном спектакле Бориса Покровского было множество блестящих актерских работ, но особо выделялись две: Ноздрев — Владислав Пьявко и Чичиков — Александр Ворошило. Разумеется, заслугу великого режиссера трудно переоценить, но не менее важны были индивидуальности самих артистов. А всего через полгода после этой премьеры Ворошило создает еще один образ в спектакле Покровского, наряду с Чичиковым ставший его исполнительским шедевром. Это был Яго в вердиевском «Отелло». Многие сомневались, что Ворошило с его легким, лирическим голосом справится с этой драматичнейшей партией. Ворошило не просто справился, но и оказался равноправным партнером самого Владимира Атлантова — Отелло.

По возрасту Александр Ворошило вполне мог бы петь на сцене и сегодня. Но в конце 80-х случилась беда: после одного из выступлений певец потерял голос. Восстановиться так и не удалось, и в 1992 году из Большого его отчислили. Оказавшись на улице, без средств к существованию, Ворошило на какое-то время обретает себя в колбасном бизнесе. А еще через несколько лет возвращается в Большой — исполнительным директором. В этой должности он проработал полтора года и был уволен «по сокращению штатов». Истинная причина заключалась во внутритеатральной борьбе за власть, и в этой борьбе Ворошило проиграл превосходящим силам противника. Что не означает, будто он имел меньшее право руководить, чем те, кто его снял. Притом же, в отличие от других лиц, входивших в административное руководство, он действительно знал, что такое Большой театр, искренне болел за него. В качестве компенсации его назначили генеральным директором тогда еще недостроенного Дома музыки, но и здесь он надолго не задержался, неадекватно отреагировав на введение ранее непредусмотренной должности президента и попытавшись вступить в конфронтацию с назначенным на нее Владимиром Спиваковым.

Впрочем, есть достаточно оснований полагать, что на этом хождение во власть для него не закончилось и в скором времени мы узнаем о каком-нибудь новом назначении Александра Степановича. К примеру, вполне возможно, что он в третий раз вернется в Большой. Но если даже этого и не произойдет, место в истории первого театра страны он себе уже давно обеспечил.

Дмитрий Морозов

реклама

вам может быть интересно

Арриго Бойто Композиторы

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Александр Рамм Инструменталисты
Хайнц Бонгарц Дирижёры
Джон Кристи Музыкальные и театральные деятели
Владимир Абрамович Кехман Музыкальные и театральные деятели

Реклама