Водевиль

Водевиль (франц. vaudeville) — вид «комедии положений» с куплетами, исполняемыми под музыку. Возник во Франции. Назв. произошло от Vau de Vire (долина реки Вир, Нормандия). «Водевирами» наз. нар. песенки, к-рые были распространены в 15 в. в Нормандии (там жил нар. поэт-песенник сукновал О. Баслен, считающийся родоначальником В.). В 16 в. В. наз. гор. уличная песенка. К этому времени, возможно, относится и трансформация термина в voix de ville (городские голоса). Об утверждении этого понятия свидетельствует книга Ж. Шардавуана, музыканта из Анжу (Chardavoine J., «Recueil des plus belles et excellentes chansons en forme de voix de villes», P., 1575).

Постепенно песенки-В. превратились в песенки-куплеты с рефреном, к-рые с 17 в. вводились в театр. представления. Возникает род небольших пьесок, разыгрываемых во время нар. празднеств в ярмарочных т-рах, т.н. «пьесы-водевили». В 1-й пол. 18 в. такие пьесы сочиняли А. Пирон, Ж. М. Колло д’Эрбуа, А. Лесаж, Л. Фюзелье, М. Дорневаль, Ж. Отрё и др.

В дальнейшем В. превратился в жанр лёгкой комедийной пьесы с анекдотич. сюжетом, в к-рой диалог и драм. действие, построенное на острой занимат. интриге, сочетаются с песенками-куплетами, романсами и танцами. В 1753 франц. либреттист Ж. Ваде впервые заказал музыку для В. композитору-профессионалу. С тех пор совм. работа над В. драматурга и композитора стала традицией: М. Ж. Седен, Л. Ансом, Ш. С. Фавар и др. сотрудничали с А. Э. М. Гретри, Ф. А. Филидором, П. А. Монсиньи. Позднее пьесы-В. легли в основу комич. оперы. К концу 18 в. во Франции В. сложился как самостоят. театр. жанр. Во время Великой франц. революции он стал излюбленным жанром проф. т-ра. В 1792, после опубликования декрета о свободе публич. зрелищ, драматурги П. А. О. Пиис и П. И. Барре открыли в Париже спец. т-р «Водевиль»; затем возникли водевильные т-ры «Театр трубадуров», «Театр Монтансье» и др. Сначала на их сценах ставились пьесы, содержание, характер персонажей и балаганная буффонада к-рых ещё были связаны с ярмарочными представлениями и пантомимой. В период якобинской диктатуры В. насыщается политич. содержанием. Лёгкость и гибкость этого жанра, в к-ром куплеты обычно исполнялись на знакомые, популярные мотивы, позволяли в доступной для широкого зрителя форме откликаться на злободневные политич. события.

Авторами текстов подобных В. были Э. Дюпати, М. А. Дезожье, Ж. Б. Роде, К. Ф. Дефонтен. После поражения франц. революции В. утратил сатирич. характер и патриотич. пафос и превратился в развлекат. жанр, получивший с нач. 19 в. общеевроп. распространение. В. как жанр был канонизирован во Франции Э. Скрибом, написавшим самостоятельно или в соавторстве с др. драматургами свыше 150 В., мн. из к-рых в течение 50 лет переводились и переделывались, служа драматургам др. европ. стран образцами для создания нац. В. Среди франц. авторов 19 в., также повлиявших на развитие В. в др. странах, — Ш. Г. Пуарсон, Н. Бразье, А. О. Мельвиль, Ж. Ф. А. Баяр, P. P. Дюмануар и особенно Э. Лабиш, крупнейший франц. водевилист сер. 19 в. В связи с широким распространением В. выдвинулись мн. крупные актёры, к-рые, овладев спецификой синтетич. жанра, внесли вклад и в развитие песенной нац. культуры (в т. ч. В. Дежазе, ставшая лучшей исполнительницей песен П. Беранже).

Впервые рус. публику познакомила с В. франц. труппа, гастролировавшая в Петербурге (1800–02) и Москве (с 1806). Рус. драматурги и поэты А. А. Шаховской (родоначальник рус. В.), Н. И. Хмельницкий, А. И. Писарев, А. С. Грибоедов, П. А. Вяземский, Н. В. Всеволожский, Д. Т. Ленский, П. А. Каратыгин, П. Н. Арапов, Р. М. Зотов и др. сначала переводили франц. В., русифицировали их, а позднее создавали оригинальные, на нац. основе.

Первый рус. муз. В.- «Казак-стихотворец» (текст Шаховского, музыка К. А. Кавоса, 1812). Расцвет рус. муз. В. относится к 1820-м гг., когда в него наряду с куплетными песенками включались и арии романсового типа, дуэты, иногда хоры и др. вок. номера, а также увертюры. В зависимости от характера муз. номеров различаются опера-В., комедия-В. и В. с куплетами («собственно водевиль»). Опера-В. включает в себя увертюру (обычно тематически не связанную с музыкой В.), самостоят. вок., инстр. и танц. номера и заключит. песенки-куплеты, т.н. «водевиль» (второе значение этого термина), с к-рым все участники спектакля поочерёдно или все вместе обращаются к публике (куплеты поются на одну мелодию перед закрытием занавеса; 1-й куплет обычно содержит мораль пьесы, последний — просьбу одобрения, обращение героини или героя к публике). К этому типу принадлежат: «Кто брат? Кто сестра?, или Обман за обманом» (текст Грибоедова и Вяземского, музыка А. Н. Верстовского, 1824), «Новая шалость, или Театральное сражение» (текст Хмельницкого, музыка А. А. Алябьева, Верстовского, Л. В. Маурера).

Комедия-В. имеет черты сатиры и обладает более усложнённой интригой, в ней меньше вок. номеров, обычно отсутствуют увертюра и «водевиль»; в финале — хор, танец или сольный куплет одного из участников («Тридцать тысяч человек, или Находка хуже потери», текст Писарева, музыка Верстовского, 1825). В. с куплетами — комедия-миниатюра с небольшим количеством муз. номеров («Утро после бала», текст Писарева, музыка Верстовского, 1828).

Музыку к В. писали известные рус. композиторы 1-й пол. 19 в. (мн. из них работали совместно): Верстовский — автор музыки к 32 В., Алябьев — к 20 В., к В. писал музыку Мих. Ю. Виельгорский, а также жившие в России композиторы-иностранцы — Л. В. Маурер, Ф. Е. Шольц и И. И. Геништа. В музыке рус. В. получили отражение нар.-песенные элементы. Позднее роль музыки в В. уменьшилась и обычно для новых куплетов использовались муз. номера из известных В. К сер. 19 в. рус. В. утрачивает популярность. На Западе В. уступает место оперетте и чисто развлекат. эстрадным жанрам; в дальнейшем он становится одним из компонентов т-ров варьете, а на рубеже 19–20 вв. — ревю и мюзик-холлов. В Сов. Союзе муз. В.- лёгкий комедийный жанр, близкий к муз. т-ру («Гурий Львович Синичкин» Дыховичного и Слободского с музыкой A. Л. Колкера, пост. в Ленинградском т-ре комедии, и Н. В. Богословского — в Т-ре сатиры в Москве).

Литература: Ла Лоранси Л. де, Французская комическая опера XVIII в., пер. с франц., М., 1937; Старый русский водевиль 1819–1849, М., 1937; Русские классические водевили, М., 1945; Войнова А. В., Предисловие к нотн. изд.: Веpстовский A., Кто брат? Кто сестра?, или Обман за обманом, М.-Л., 1949; её же, Предисловие к нотн. изд.: Верстовский A., Романсы, песни и куплеты из музыки к водевилям и пьесам, М., 1971; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959 (гл. 10 — Водевиль); Русский водевиль. Сост. В. В. Успенский, Л.- М., 1959.

А. В. Войнова, С. М. Грищенко
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Фантазия Термины и понятия
Балетоведение Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Додекафония Термины и понятия
Tour, тур Балет и танец
Флажолеты Термины и понятия
Аэд Национальные культуры
Enchainement, аншенман Балет и танец
Абхазская музыка Национальные культуры
Мюзик-холл Термины и понятия
Пикколо Термины и понятия
Музыкальное воспитание Термины и понятия
Импровизация музыкальная Термины и понятия

Реклама