Shirley Verrett
«Черной Каллас» больше нет. Она покинула этот мир 5 ноября 2010-ого года. Потеря Ширли Веррет из ряда невосполнимых.
Кто знаком со знаменитыми романами, посвященными Югу, будь то «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл или «Луизиана» Мориса Денузьера, тому должны быть знакомы многие приметы жизни Ширли Верретт. Она родилась 31 мая 1931-ого года в Нью-Орлеане, в штате Луизиана. Вот он, настоящий американский Юг! Культурное наследие французских колонизаторов (отсюда безупречное владение французским языком, которое так пленяло, когда Ширли пела «Кармен»), глубочайшая религиозность: ее семья принадлежала к секте Адвентистов Седьмого дня, а бабушка была чем-то вроде шамана, анимизм среди креолов не редкость. Отец Ширли имел строительную фирму, и когда она была девочкой, семья переехала в Лос-Анджелес. Ширли была одной из пятерых детей. В воспоминаниях она писала, что ее отец был хорошим человеком, но наказание детей ремнем было для него обычным делом. Особенности происхождения и религиозной принадлежности Ширли создали ей трудности, когда на горизонте замаячила перспектива стать певицей: семья поддерживала ее выбор, но с осуждением относилась к опере. Родные не препятствовали бы ей, если бы речь шла о карьере концертной певицы типа Мариан Андерсон, но опера! Она начала учиться музыке в родной Луизиане и продолжила образование в Лос-Анджелесе, чтобы завершить его в Джульярдской школе в Нью-Йорке. Ее театральный дебют состоялся в опере Бриттена «Похищение Лукреции» в 1957-ом году. В те времена цветные оперные певцы были редкостью. Ширли Верретт на своей шкуре пришлось почувствовать всю горечь и унизительность этой ситуации. Бессилен был даже Леопольд Стоковский: он хотел, чтобы она пела с ним «Песни Гурра» Шёнберга в концерте в Хьюстоне, но оркестранты встали насмерть против черной солистки. Об этом она рассказала в автобиографической книге «I Never Walked Alone».
В 1951-ом году молоденькая Веррет вышла замуж за Джеймса Картера, который был старше ее на четырнадцать лет и показал себя человеком, склонным к контролю и нетерпимости. На афишах того времени певица именовалась Ширли Верретт-Картер. Ее второй брак, с Лу ЛоМонако, был заключен в 1963-ем году и продлился до самой смерти артистки. Это было два года спустя после ее победы на прослушивании в Метрополитен Опера.
В 1959-ом году Верретт впервые появилась в Европе, дебютировав в Кельне в опере Николаса Набокова «Смерть Распутина». Переломным в ее карьере стал 1962-ой год: именно тогда она выступила в роли Кармен на Фестивале двух миров в Сполето и вскоре дебютировала в «Нью-Йорк-сити-опера» (Ирина в «Затерявшемся в звездах» Вайля). В Сполето, на спектакле «Кармен» присутствовала ее семья: родные слушали ее, упав на колени и прося прощения у Бога. В 1964-ом году Ширли спела Кармен на сцене Большого театра: факт совершенно исключительный, если принять во внимание, что произошло это в самый разгар «холодной войны».
Наконец-то лед был прорван, и перед Ширли Верретт открылись двери самых престижных оперных театров мира: в 60-е годы состоялись ее дебюты в Ковент Гардене (Ульрика в «Бале-маскараде»), в театре Комунале во Флоренции и Метрополитен Опера в Нью-Йорке (Кармен), в театре Ла Скала (Далила в «Самсоне и Далиле»). Впоследствии ее имя украшало афиши всех прочих престижных оперных театров и концертных залов мира: Парижской Гранд-Опера, Венской Штаатсопер, Оперы Сан-Франциско, Чикагской Лирической Оперы, Карнеги Холла.
В 1970-80-ых годах Верретт была тесно связана с дирижером и режиссером Бостонской Оперы Сарой Кэлуэлл. Именно с этим городом связаны ее Аида, Норма и Тоска. В 1981-ом году Верретт спела Дездемону в «Отелло». Но ее первая «вылазка» в область сопранового репертуара произошла еще в 1967-ом году, когда она спела партию Елизаветы в «Марии Стюарт» Доницетти на фестивале «Флорентийский Музыкальный Май». «Сдвиг» певицы в сторону сопрановых ролей вызывал разнообразные отклики. Некоторые относящиеся к ней с восхищением критики считали это ошибкой. Выражалось мнение, что одновременное выступление в пертиях для меццо-сопрано и сопрано привело ее голос к «разделению» на два отдельных регистра. Но Верретт страдала также аллергическим заболеванием, которое провоцировало закупоривание бронхов. Приступ мог «скосить» ее неожиданно. В 1976-ом году она пела в Мет партию Адальджизы и всего через шесть недель на гастролях с его труппой — Норму. В Бостоне ее Норму встретили огромными овациями. А вот три года спустя, в 1979-ом, когда она наконец-то вышла в роли Нормы на сцену Метрополитен, у нее случился аллергический приступ, и это негативным образом отразилось на ее пении. Всего она выступила на сцене прославленного театра 126 раз, и, как правило, имела большой успех.
В 1973-ем году Метрополитен Опера открылась премьерой «Троянцев» Берлиоза с Джоном Викерсом в роли Энея. Верретт не только спела Кассандру в первой части оперной дилогии, но и заменила Кристу Людвиг в роли Дидоны во второй части. Этот спектакль навсегда остался в оперных анналах. В 1975-ом в том же Мет она снискала успех в роли Неокла в россиниевской «Осаде Коринфа». Ее партнерами были Хустино Диас и Беверли Силлс: для последней это был долго откладывавшийся дебют на сцене самого знаменитого оперного театра Соединенных Штатов. В 1979-ом году она была Тоской, а ее Каварадосси — Лучано Паваротти. Этот спектакль транслировался по телевидению вышел на DVD.
Верретт была звездой Парижской оперы, которая специально на нее поставила «Моисея» Россини, «Медею» Керубини, «Макбета» Верди, «Ифигению в Тавриде» и «Альцесту» Глюка. В 1990-ом году она участвовала в постановке «Троянцев», посвященной празднованию двухсотлетия со дня взятия Бастилии и открытию театра Опера Бастий.
Театральные триумфы Ширли Верретт не нашли полного отражения в грамзаписи. В начале карьеры она записывалась на фирме RCA: «Орфей и Эвридика», «Сила судьбы», «Луиза Миллер» с Карло Бергонци и Анной Моффо, «Бал-маскарад» с тем же Бергонци и Леонтин Прайс, «Лукреция Борджи» с участием Монсеррат Кабалье и Альфредо Крауса. Потом ее эксклюзив с RCA закончился, и начиная с 1970-ого года записи опер с ее участием выходили под этикетками EMI, Westminster Records, Deutsche Grammophon и Decca. Это «Дон Карлос», «Анна Болейн», «Норма» (партия Адальджизы), «Осада Коринфа» (партия Неокла), «Макбет», «Риголетто» и «Трубадур». Воистину, звукозаписывающие компании проявили к ней мало внимания.
Блистательная и уникальная карьера Верретт завершилась в начале 1990-ых годов. В 1994-ом Ширли дебютировала на Бродвее в роли Нэтти Фаулер в мюзикле Роджерса и Хаммерстейна «Карусель». Она всегда любила этот род музыки. Кульминационный момент роли Нэтти — песня «You’ll Never Walk Alone». Эти перефразированные слова стали названием автобиографической книги Ширли Верретт, «I Never Walked Alone», а сама постановка получила премию Tony Awards по пяти номинациям.
В сентябре 1996-ого года Верретт начала преподавать пение в Школе музыки, театра и танца Мичиганского университета. Она давала мастер-классы в Соединенных Штатах и Европе.
Голос Ширли Верретт был необычным, неповторимым голосом. Этот голос, скорее всего, не мог считаться большим, хотя некоторые критики характеризовали его как «мощный». Зато певица обладала звонкостью тембра, безупречностью звукоизвлечения и очень индивидуальным тембром (именно в его отсутствии главная беда современных оперных певцов!). Верретт была одной из ведущих меццо-сопрано своего поколения, ее интерпретации таких ролей, как Кармен и Далила навсегда останутся в анналах оперного искусства. Незабываемы также ее Орфей в одноименной опере Глюка, Леонора в «Фаворитке», Азучена, принцесса Эболи, Амнерис. В то же время отсутствие каких-либо трудностей в верхнем регистре и звонкость позволили ей с успехом выступать в сопрановом репертуаре. Она пела Леонору в «Фиделио», Селику в «Африканке», Норму, Амелию в «Бале-маскараде», Дездемону, Аиду, Сантуццу в «Сельской чести», Тоску, Юдит в «Замке герцога Синяя Борода» Бартока, Мадам Лидуан в «Диалогах Кармелиток» Пуленка. Особенный успех сопутствовал ей в роли Леди Макбет. В этой опере она открывала сезон 1975-76-ого года в театре Ла Скала в постановке Джорджо Стрелера и под управлением Клаудио Аббадо. 1987-ом году Клод д’Анна снял фильм-оперу, где ее Макбетом был Лео Нуччи, а дирижировал Риккардо Шайи. Не будет преувеличением утверждение, что Верретт была одной из лучших исполнительниц роли Леди за всю историю этой оперы, и до сих пор от просмотра фильма у чуткого слушателя по коже бегают мурашки.
Голос Веррет можно причислить к категории сопрано «falcon», которой нелегко дать отчетливую характеристику. Это нечто среднее между сопрано и меццо-сопрано, голос, особенно любимый французскими композиторами девятнадцатого столетия и итальянцами, писавшими оперы для парижской сцены; к партиям для этого типа голоса относятся Селика, Далила, Дидона, принцесса Эболи.
Ширли Веррет обладала интересной внешностью, прелестной улыбкой, сценической харизмой, настоящим актерским даром. Но она останется в истории музыки еще и как неутомимый исследователь в области фразировки, акцентов, оттенков и новых средств выразительности. Слову она придавала особенное значение. Все эти качества породили сравнения с Марией Каллас, и Верретт часто называли «La nera Callas, Черная Каллас».
Ширли Верретт простилась с миром 5 ноября 2010-ого года в Энн Арбор. Ей было семьдесят девять лет. Любители вокала вряд ли могут рассчитывать на появление голосов, подобных ее голосу. А певицам будет трудно, если не невозможно, выступать в роли Леди Макбет.