Брин Терфель

Дата рождения
09.11.1965
Профессия
Тип голоса
бас-баритон
Страна
Уэльс
Брин Терфель / Bryn Terfel

Брин Терфель Джонс (англ. Bryn Terfel Jones; род. 9 ноября 1965) — валлийский оперный певец (бас-баритон)

Валлийский певец Брин Терфель — обладатель прекрасного баса-баритона, ему доступен широчайший диапазон оперных партий — от Фальстафа до Вотана.

Будущий певец появился на свет в маленькой деревне, расположенной на севере Уэльса. Отец его был фермером, мать — школьной учительницей, и в детстве жизнь его была очень простой — вместе с отцом и старшим братом он трудился на ферме, немного занимался спортом. Но Уэльс — это земля, где существуют песенные традиции. Народные валлийские песни в семье пели все — бабушка, дедушка, родители, у отца был очень красивый голос. Увлекся пением и Брин. Будучи школьником, он успешно выступал на конкурсах народной песни и к окончанию учебы твердо решил связать свою жизнь с музыкой и пением. Он отправился в Лондон, где поступить в Гилдхоллскую школу музыки и театра.

Обстановка столицы поначалу угнетающе действовала на юношу, привыкшего к деревенской жизни, но постепенно Брин сумел адаптироваться — и нашел немало новых радостей для себя. В особенности увлекало его посещение театра «Ковент-Гарден», ведь в родной деревне он никогда не видел оперных спектаклей. На всю жизнь запомнилось ему первое посещение театра — это была опера «Отелло» с Пласидо Доминго в заглавной партии. С этого времени Брин интересовался именно оперным пением, задумываясь о карьере оперного певца. Он понимал, что для этого недостаточно развивать голос — нужно научиться устанавливать контакт и с партнерами по спектаклю, и с публикой, и он твердо решил всему этому научиться.

Школу он окончил в 1989 году с золотой медалью. В том же году Терфель принял участие в Международном конкурсе оперных певцов в Кардиффе, где занял второе место, уступив только Дмитрию Хворостовскому. В следующем году Терфель дебютировал как оперный певец — в Уэльской национальной опере он выступил в «Так поступают все» Вольфганга Амадея Моцарта в роли Гульельмо. В следующем году в том же театре он исполнял главную роль в другой моцартовской опере — «Свадьбе Фигаро», а также впервые выступил за пределами родной страны, и снова это была опера Моцарта: в брюссельском театре «Ла Монне» он исполнил небольшую партию Оратора посвященных в «Волшебной флейте».

Дебют в «Ковент-Гарден» — театре, с которого начиналось увлечение Брина оперой — состоялся в 1992 году: певец исполнил партию Мазетто в моцартовском «Дон Жуане». В том же году он выступил на обоих фестивалях в Зальцбурге в операх Рихарда Штрауса: на Пасхальном — в роли Вестника души в «Женщине без тени», на Зальцбургском фестивале — в партии Иоканаана в «Саломее». В скором времени он пел Фигаро в Венской опере, а летом на фестивале Равиния в США принимал участие в исполнении Симфонии № 8 Густава Малера с Чикагским оркестром. Вскоре Терфель исполнил роль Авимелеха в опере Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила» (партию Самсона исполнял Доминго).

Терфель выступал и как камерный певец — с пианистом Джеймсом Ливайном он исполнил «Лебединую песнь» Франца Шуберта, «Круг песен» Роберта Шумана, и всё же главным средоточием его творческих интересов оставалась опера. Его репертуар обогатился такими ролями, как Доннер в «Золоте Рейна» Рихарда Вагнера, Уилфред Шедболт в «Йоменах гвардии» Артура Салливана, Форд в «Фальстафе» Джузеппе Верди. В 1994 году карьера певца была прервана из-за проблем со здоровьем, но ненадолго: в 1996 году он пел Вольфрама в «Тангейзере» Вагнера в Метрополитен-опера, Ника Шэддоу в «Похождениях повесы» Стравинского в Уэльской национальной опере, в 1997 году — Фигаро в «Ла Скала», а в 1998 году дал сольный концерт в Карнеги-холле, исполнив произведения Франца Шуберта, Роберта Шумана, Габриеля Форе и других композиторов. В следующем году он пел Дон-Жуана в Париже и Фальстафа в Чикаго.

В дальнейшем певец выступал в разных театрах в тех же ролях, но в то же время в его репертуаре появлялись новые партии: Скарпиа в «Тоске» Пуччини, Борис Годунов в опере Мусоргского и другие. Не все партии «приживаются» в его репертуаре — например, Терфель пел Мефистофеля, но считает, что это «не его роль». Особый интерес вызывают у певца оперы Рихарда Вагнера — кроме упоминавшихся уже партий он пел Голландца в «Летучем голландце», Ганса Сакса в «Нюрнбергских мейстерзингерах», а роль Вотана он исполнял не только в «Золоте Рейна», но и во всех операх, входящих в тетралогию «Кольцо нибелунга». Певец отмечает, что вагнеровские оперы в особенности требуют актерского мастерства: например, когда Вотан в «Валькирии» пересказывает Брунгильде все события, развернувшиеся в «Золоте Рейна», удержать внимание публики нелегко — но именно эта сложность и вызывает интерес у исполнителя.

К смелым экспериментам современных режиссеров певец относится более чем сдержанно, считая себя традиционалистом. В оперный театр публика приходит наслаждаться красотой — в этом убежден Брин Терфель.


Певец Брин Терфель «есть» Фальстаф. Не только потому, что блестяще интерпретировал этот персонаж под управлением Клаудио Аббадо на недавно вышедшем диске. Он настоящий Фальстаф. Достаточно взглянуть на него: христианин из Уэльса двухметрового роста и весом более ста килограммов (сам он определяет свои размеры так: 6,3 фута и 17 камней), свежее лицо, рыжие растрепанные волосы, немножко сумасшедшая улыбка, напоминающая улыбку пьяницы. Именно таким Брин Терфель запечатлен на обложке своего последнего диска, выпущенного фирмой Grammophone и на афишах спектаклей в театрах Вены, Лондона, Берлина и Чикаго.

Ныне, в 36 лет, вместе с маленькой группой сорокалетних, в которую входят Чечилия Бартоли, Анжела Георгиу и Роберто Аланья, он считается звездой оперы. Терфель совсем не похож на звезду, он скорее напоминает игрока в регби («центровой в третьей линии, майка под номером восемь», — уточняет певец с улыбкой). Однако его репертуар баса-баритона один из самых рафинированных: от романтических Lied до Рихарда Штрауса, от Прокофьева до Легара, от Моцарта до Верди.

И подумать только, что до 16 лет он едва говорил по-английски. В уэльских школах преподается родной язык, и английский проникает в умы и уши только через телевизионные программы. Но юношеские годы Терфеля, даже в сравнении с биографиями многих его коллег, кажутся прошедшими в стиле «naif». Он появляется на свет в крошечной деревушке, состоящей всего из восьми домов и церкви. На заре помогает отцу отводить на выгон коров и овец. Музыка входит в его жизнь по вечерам, когда жители восьми домов собираются, чтобы поболтать. В пятилетнем возрасте Брин начинает петь в хоре родной деревни вместе с отцом-басом и матерью-сопрано, учительницей в школе для детей-инвалидов. Потом приходит время местных конкурсов, и он показывает себя молодцом. Те, кто его слышат, убеждают отца отправить его в Лондон, учиться в престижной Гилдхоллской школе музыки. Великий дирижер Джордж Шолти слышит его во время одной телевизионной передачи, и приглашает на прослушивание. Полностью удовлетворенный, Шолти предлагает Терфелю небольшую роль в моцартовской Свадьбе Фигаро (именно на постановке этой оперы молодой певец знакомится с Ферруччо Фурланетто, с которым его по сей день связывает большая дружба и который заражает его страстью к спортивным машинам и вину Фраголино).

Публика и дирижеры начинают все больше ценить Терфеля, и, наконец, приходит время для сенсационного дебюта: в роли Иоканаана в Саломее Рихарда Штрауса, на Зальцбургском фестивале в 1992-ом году. С того момента самые престижные дирижерские палочки мира, от Аббадо до Мути, от Ливайна до Гардинера, приглашают его петь с ними в лучших театрах. Несмотря ни на что, Терфель остается нетипичным персонажем. Его крестьянская простота — самая яркая его черта. В турне за ним следуют группы настоящих друзей-поколонников. На одну из последних премьер в Ла Скала они прибыли в количестве более или менее семидесяти человек. Ложи Ла Скала украсились бело-красными знаменами с изображением красного уэльского льва. Поклонники Терфеля напоминали hooligan, агрессивных спортивных болельщиков. Они навели страх на традиционно строгую публику Ла Скала, которая решила, что речь идет о политической манифестации Лиги — партии, которая борется за отделение Севера Италии от ее Юга (впрочем, Терфель не скрывает обожания, которое он испытывает по отношению к двум великим футболистам прошлого и настоящего: Джорджу Бесту и Райану Гиггсу, естественно, уроженцам Уэльса).

Брин ест макароны и пиццу, любит Элвиса Пресли и Фрэнка Синатру, поп-звезду Тома Джонса, с которым он пел дуэтом. Молодой баритон относится к категории музыкантов «cross over», которая не проводит границы между классической и легкой музыкой. Его мечта — организовать в Уэльсе музыкальное мероприятие с участием Лучано Паваротти, Ширли Бассет и Тома Джонса.

Среди дел, которыми Брин не может пренебречь, — членство в живописном клубе бардов в его деревне. Он попал туда «за заслуги». Глубокой ночью члены клуба одеваются в длинные белые наряды и на заре идут разговаривать с менхирами, огромными вертикальными камнями, оставшимися от преисторических цивилизаций.

Риккардо Ленци (Журнал L’Espresso, 2001 г.)
Перевод с итальянского Ирины Сорокиной.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама