Tempo rubato (тeмпо рубaто, итал., букв. — украденный темп) — свободное в ритмическом отношении музыкальное исполнение, ради эмоциональной выразительности отклоняющееся от равномерного темпа.
Термин возник в вокальной музыке эпохи барокко (Тоsi Р. F., Opinioni de cantori antichi e moderni о siene osservazioni sopra il canto figurato, Bologna, 1723, рус. пер. в кн.: Мазурин К., «Методология пения», ч. 1, М., 1902) и первоначально означал свободу отклонении главного мелодического голоса от исполняющегося в неизменном темпе аккомпанемента.
О применении такого tempo rubato в инструментальной музыке писал в своей скр. школе Л. Моцарт. В клавирной музыке 18 в. — у К. Ф. Э. Баха («Опыт правильного способа игры на клавире», ч. 1, гл. 3), В. А. Моцарта и др. tempo rubato выражалось в нарушениях синхронности игры обеих рук. В 19 в. такое понимание tempo rubato сохраняется у Ф. Шопена, называвшего левую руку капельмейстером, соблюдающим ровный темп, от к-рого правая рука свободно отступает (в этом отличие tempo rubato от обычных accelerando, rallentando н т. п.).
Представление об этой манере исполнения могут дать нек-рые примеры «выписанного» rubato, где мелодия сдвинута по отношению к сопровождению, напр. в Фантазии f-moll Шопена (см. Синкопа). Ф. Лист сравнивал tempo rubato Шопена с ветром, к-рый колышет листья и ветви, оставляя неподвижным ствол дерева. Однако в эту эпоху такое tempo rubato выходит из употребления; rubato становится обозначением отклонений от строгого темпа, охватывающих всю муз. ткань.
Литература: Мильштейн Я., Советы Шопена пианистам, М., 1967; Вadura-Skоda E. und Р., Mozart-Interpretation…, Lpz., 1957 (рус. пер. — Бадура-Скода Е. и П., Интерпретация Моцарта, М., 1972, с. 52–56).
М. Г. Харлап
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.