Кубинский балет
О танцевальных формах коренных жителей Кубы — индейцев имеются лишь свидетельства летописцев конкисты. В хрониках описываются ареито — коллективные действа, сочетающие музыку, пение и танец-пантомиму. Известно также о существовании у индейцев коллективных и индивидуальных песен и танцев (военных, охотничьих, трудовых и др.). Однако в результате геноцида индейские танцы не вошли в фольклор Кубы. Его питали корни завезённых культур: испанской и африканской. Испанцы принесли на остров обычаи и европ. культуру 16 в. Среди завоевателей были музыканты, создавшие школы танцев. С ввозом на Кубу негров-рабов (ок. 1513 — 20) начал распространяться афр. танц. фольклор, его ритмы стали неотъемлемой частью кубинской танц.-муз. культуры. На них построен сон — танец-песня, известный с 16 в. и после ряда трансформаций получивший особую популярность в 20 — 30-х гг. 20 в.
Рождению танца как зрелища способствовали разл. рода празднества и уличные шествия: праздник тела господня, компарсы (по утверждению А. Карпентьера, компарсы были передвижным балетом) в день праздника магов, а после отмены рабства (80-е гг. 19 в.) — во время карнавалов, уличные театр, представления. Сценич. танец формировался внутри муз. т-ра, пришедшего из Испании. На сцене открывшегося в 18 в. т-ра «Колисео» (Гавана) гастролировали исп. труппы, показывавшие тонадильи, сарсуэлы и сайнете (жанры исп. муз. т-ра), обильно оснащённые танц. номерами. Появились тонадильи и сайнете кубин. авторов. От их трансформации и слияния сформировался кубин. театр-буфф, на сцену к-рого проникали нар. песни и танцы — контрдансы, гуарачи, криольи, а позже дансоны и румбы. В кон. 19 в. необычайный успех в Лат. Америке и Испании имела хабанера «Ты», созданная кубин. комп. Э. Санчесом де Фуэнтесом. От обычного контрданса она отличалась более медленным ритмом. При переиздании нот в Париже её назвали танго-хабанера; попав в Аргентину, она превратилась в аргентинское танго (сохраняет популярность и в нач. 80-х гг. 20 в.).
С балетным иск-вом кубинцы познакомились в 19 в. благодаря гастролёрам. Первое балетное представление на Кубе состоялось в 1800 (балетная пантомима «Дровосеки», т-р «Сирко», балетм. Андерсон). В 1803 для открытия реконструированного т-ра «Коли-сео» («Принсипаль») был приглашён франц. хореограф и танцовщик Ж. Б. Франсиски с небольшой балетной труппой, к-рая пополнилась неск. кубин. артистами. Франсиски пост, за сезон 16 мелодраматич. балетов-пантомим: «Тайный брак», «Пещера разбойников Чёрного леса, или Признанный ребёнок» и др. В 1816 труппа X. Гонсалеса показала балет «Тщетная предосторожность». В 1841 гастролировала Ф. Эльслер. В 1849 впервые был показан балет «Жизель» (гл. партии исполняли Э. и Э. Уэллс). Во 2-й пол. 19 в. в связи с возросшей популярностью театра-буфф и засильем итал. и франц. оперных трупп интерес к балету уменьшился, но к нач. 20 в. возродился. Для возникновения на Кубе классич. балета большое значение имели гастроли А. П. Павловой и её труппы (1915, 1917, 1918 — 19).
В 20-е гг. 20 в. кубин. композиторы создали музыку первых нац. балетов: А. Гарсия Катурла — «Эль белорио» (не окончен), А. Рольдан — «Ребамбарамба» (1928) и «Чудо в Анакилье» (1929). В 1930 в Гаване открылась первая школа, созданная под эгидой об-ва «За музыкальное искусство» («Про арте мусикаль»), под руководством рус. танцовщика и балетм. Н. Яворского (в 1939 школу возглавил Ж. Миленофф, в 1941 — 60 — Альберто Алонсо).
Общество «За музыкальное искусство» ежегодно устраивало фестивали при участии учеников школы и приглашённых зарубежных артистов. На фестивалях показывались классич. балеты «Коппелия» (1935), «Лебединое озеро» (1937, фрагменты), «Жизель» (1945); балеты кубин. композиторов: «Дионе» Санчеса де Фуэнтеса (1940, первый балет, получивший сценич. воплощение), «Форма» Ардеволя (1943), «Перед рассветом» Гонсалеса (1947, первый кубинский балет на социальную тематику). Одна из первых попыток создания проф. труппы относится к 1942, когда Ф. и Алисия Алонсо в содружестве с исп. драматургом Ф. Мартинесом Альенде основали группу «Ла Сильва» (существовала недолго из-за материальных трудностей). В 1948 начала работать проф. труппа Балет Алисии Алонсо (с 1959 — Кубинский Национальный балет), положившая начало развитию нац. школы балета. На пути к осуществлению этой цели кубин. балет пережил неск. этапов: 1948 — 1956 — основание проф. труппы и организация при ней школы («Академия-де бальет Алисия Алонсо», 1950); освоение классич. и совр. репертуара, попытки создать нац. балеты; завоевание обществ, признания и борьба за широкого зрителя.
После революции 1959 балетный коллектив А. Алонсо и школа стали государственными. Начали развиваться разл. направления танц. иск-ва — танец модерн и фольклорный танец. Были созданы: Ансамбль совр. танца Кубы (1959, ныне — Кубинский ансамбль национального танца), Кубинский национальный фольклорный ансамбль (1962), Кубинский балет Камагуэя (1967), Экспериментальная труппа танца Гаваны (1961, организатор — Альберто Алонсо), Балет кубин. ин-та радио и телевидения (1963, рук. Л. Трапага), Фольклорный ансамбль Орьенте и др. Сложилась сеть муниципальных и провинциальных школ. В нац. школе иск-в «Кубанакан» (осн. в 1962, с 1976 — как вуз) имеются 2 хореографич. отделения — классич. и танца модерн (обучение 6 лет). Ведущие педагоги Ф. Алонсо, X. Банегас, X. Парес, в нач. 60-х гг. работали деятели сов. балета: В. И. Цаплин, О. Н. Крылова, М. А. Гуров, A. M. Плисецкий (в течение 10 лет). Уже в кон. 60 — 1-й пол. 70-х гг. были созданы нац. кадры танцовщиков, хореографов и педагогов, появился нац. репертуар и собственная нац. школа классич. балета и совр. танца. К. б. приобрёл популярность за рубежом. Алисия Алонсо поставила в парижской Опере «Жизель»; «Па-де-катр» на муз. Ч. Пуньи и «Спящую красавицу»; Альберто Алонсо — «Кармен-сюиту» в Большом т-ре, «Ла Скала», «Метрополитен-опера», в Болгарской нар. опере, Венгерском оперном т-ре, в Японии, Финляндии и др.
С 1960 в Гаване проводятся Междунар. фестивали балета. С 1973 издаётся журнал «Cuba en el ballet» (3 номера в год).
Литература: Карпентьер А., Музыка Кубы, пер. с исп., М., 1962; Эльяш Н., Спектакли кубинского балета, «СМ», 1961, № 2, с. 104 — 107; «Cuba en el ballet», 1973, № 2, 3; «Куба». 1975, № 3, с. 40 — 45; 1977, № 3, с. 18 — 23; 1978, № 12, с. 8 — 17.
Н. В. Шишкова
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.