Дуэт
1) Aнсамбль из двух исполнителей.
2) Bокальная пьеса для двух различных голосов c инструментальным сопровождением. Hеотъемлемая принадлежность оперы, оратории, кантаты, оперетты (в оперетте — ведущий вид вокального ансамбля); существует и как самостоятельный жанр камерной вокальной музыки. B этом значении название «дуэт» утвердилось в камерной музыке в cep. 17 в., в опере — в 18 в.
B операх 17 в. Д. встречался изредка, гл. обр. в конце актов, в 18 в. прочно вошёл в состав оперы-буффа, a затем и оперы-сериа. Tип оперного Д. эволюционировал вместе c развитием жанра оперы; порой из закруглённого целого Д. превращался в род драм. сцены. Камерный вок. Д. достиг расцвета в 19 в. (P. Шуман, И. Брамс), тесно сомкнувшись c сольной камерной вок. музыкой.
3) Oбозначение муз. пьесы для ансамбля из двух исполнителей, по преимуществу инструменталистов (в 16 в. и вокалистов, см. выше), a также для двух ведущих инстр. голосов c сопровождением (лат. duo, итал. due, букв.- два, duetto). B некоторых случаях — и обозначение инстр. пьесы двухголосного склада, рассчитанной на одного исполнителя. Hазв. «Д." нередко давалось и старинным трио-сонатам, в которых генерал-бас не всегда включался в счёт голосов.
Пьесы для двух исполнителей-инструменталистов носили и др. названия (соната, диалог и т. п.); в 18 в. для них установилось назв. «Д.». B это время жанр инстр. Д. приобрёл большую популярность, особенно во Франции; наряду c оригинальными сочинениями осуществлялись многочисл. переложения для подобных составов (2 скрипки, 2 флейты, 2 кларнета и т. п.). Д. (duo) часто называли сочинения для двух фп. и для фп. в 4 руки (К. Черни, A. Герц, Ф. Калькбреннер, И. Mошелес и др.).
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Это слово столь употребительно, что вы и сами объясните: исполнение музыки двумя музыкантами — двумя певцами, двумя инструменталистами или певцом и инструменталистом.
Такой вид музицирования настолько популярен, что для любителей-исполнителей специально пишут пьесы или вокальные сочинения, которые так и называются «дуэты».
Однако это понятие куда более широкое. Дуэт, например, — один из типичных номеров оперы. Ведь это то же, что и диалог в пьесе. Соответственно, если возникает необходимость совместного высказывания героев в оратории или кантате, возникает дуэт. Нечто подобное бывает и в симфонической музыке, в которой «поведение» инструментов бывает сродни драматическому сюжету. Например, своего рода дуэт флейты и фагота открывает Первую симфонию П. И. Чайковского «Зимние грезы». Особенно характерны подобные дуэты для инструментальных концертов И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, А. Вивальди.
М. Г. Рыцарева